Административное дело № 2А-1209/2024
УИД № 44RS0028-01-2024-001547-83
Решение изготовлено 26 июля 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кострома |
16 июля 2024 года |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи К.А. Батухиной,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Н.С. Кузнецовой,
с участием: заместителя прокурора Костромского района А.Е. Лобовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1209/2024 (УИД № 44RS0028-01-2024-001547-83) по административному исковому заявлению прокурора Костромского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования - Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, к администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании бездействия незаконным и об обязании организовать учет объектов контроля,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать учет объектов контроля.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Костромского района проведена проверка исполнения требования законодательства о защите прав предпринимателей при осуществлении муниципального контроля администрацией Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области. Проведенной проверкой установлено, что администрацией Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанности по обеспечению учета объектов муниципального контроля в сфере благоустройства, в сфере
муниципального жилищного контроля, в сфере муниципального контроля на
автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и
в дорожном хозяйстве на территории сельского поселения не исполняются.
Деятельность по сбору, обработке, анализу и учету сведений об объектах
данных видов контроля не осуществляется, сведения о таких объектах
контрольным органом не собирались, на сайте органа местного
самоуправления подобная информация не размещена. По факту бездействия органа местного самоуправления в данной сфере
прокуратурой Костромского района главе администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области 3 апреля 2023 года вносилось представление, которое 2 мая 2023 года было рассмотрено, признано обоснованным, однако реальных мер по обеспечению учета объектов контроля не было принято.
С учетом изложенного и со ссылкой на часть 1, 6 статьи 1, статью 16, 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2022 года № 248-ФЗ, часть 1 и 3 статьи 14, статью 17.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, прокурор Костромского района просит суд:
1) признать незаконным бездействие администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, выразившееся в не организации учета объектов муниципального контроля в сфере благоустройства, в сфере муниципального жилищного контроля, в сфере муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области;
2) обязать администрацию Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить учет объектов муниципального контроля в сфере благоустройства, в сфере муниципального жилищного контроля, в сфере муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2022 года № 248-ФЗ.
Заместитель прокурора Костромского района А.Е. Лобовав судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в иске.
Административный ответчик администрация Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, возражений по существу заявленных требований не представил.
В соответствии со статьями 150, 226 КАС Российской Федерации суд счет возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1), либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичные нормы содержаться в пункте 4 статьи 27, пункте 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (пункт 3 статьи 22).
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ (часть 2 статьи 17.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Из пункта 19 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Под муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Из части 8 статьи 1 указанного закона следует, что виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относятся участие в реализации единой государственной политики в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля; иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
К полномочиям органов местного самоуправления в области
муниципального контроля, согласно пункту 2 части 1 статьи Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ, помимо прочего, относится деятельность по организации и осуществлении муниципального контроля на территории муниципального образования, которая, в том числе должна соответствовать принципу законности и обоснованности (статья 7).
Положениями статьи 13 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ установлено, что деятельность контрольного (надзорного) органа по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является открытой, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, а также случаев, если этого требуют интересы обеспечения прав, законных интересов и безопасности контролируемых и иных лиц, защиты их чести, достоинства, деловой репутации. Не подлежит сокрытию информация, касающаяся причинения вреда здоровью и угрозы жизни людей. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает открытость и доступность для контролируемых и иных лиц сведений, установленных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами; соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах; соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации; исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
В силу требований части 2 статьи 16 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ на контрольные органы в рамках видов контроля возложена обязанность по учету объектов контроля в соответствии с данным федеральным законом, а также положениями о видах контроля. При этом, при сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольные органы используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ).
Уставом муниципального образования Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения отнесено осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения; осуществление муниципального жилищного контроля; осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.
В целях осуществления данных видов муниципального контроля решениями Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района от 1 октября 2021 года №№ 5-7 утверждены: Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства (№ 6), Положение о муниципальном жилищном контроле на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (№ 7), Положение о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (№ 5).
Так, в соответствии с Положением о муниципальном контроле в сфере благоустройства объектами муниципального контроля в сфере благоустройства являются: 1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, связанные с соблюдением правил благоустройства территории сельского поселения; 2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, земельные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются на законных основаниях и к которым правилами благоустройства предъявляются обязательные требования (производственные объекты); 3) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе, продукция (товары), работы и услуги, в которым предъявляются обязательные требования.
В соответствии с Положением о муниципальном жилищном контроле на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области объектами муниципального жилищного контроля являются: 1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования в сфере жилищного законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении муниципального жилищного фонда; 2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования в сфере жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении муниципального жилищного фонда; 3) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, материалы и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования в сфере жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении муниципального жилищного фонда (производственные объекты).
В соответствии с Положением о муниципальном контроле на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области объектами контроля являются: 1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие); 2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования; 3) автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения, в том числе полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог, объекты временного и капитального строительства, предназначенные для осуществления дорожной деятельности, а также объекты дорожного сервиса, размещаемые в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог, объекты дорожного сервиса, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования в области обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2022 года № 248-ФЗ муниципальный контроль должен быть направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Костромского района проведена проверка исполнения требования законодательства о защите прав предпринимателей при осуществлении муниципального контроля администрацией Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Проведенной проверкой установлено, что администрацией
сельского поселения обязанности по обеспечению учета
объектов муниципального контроля в сфере благоустройства, в сфере
муниципального жилищного контроля, в сфере муниципального контроля на
автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и
в дорожном хозяйстве на территории сельского поселения не исполняются.
Деятельность по сбору, обработке, анализу и учету сведений об объектах
данных видов контроля не осуществляется, сведения о таких объектах
контрольным органом не собирались, на сайте органа местного
самоуправления подобная информация не размещена.
3 апреля 2023 года по факту бездействия органа местного самоуправления в данной сфере прокуратурой Костромского района главе администрации Кузьмищенского сельского поселения вносилось представление.
Судом установлено, что деятельность по сбору, обработке, анализу и учету сведения об объектах данных видов контроля не осуществлялась, сведения о таких объектах контрольным органом не собирались. Реальных мер по обеспечению учета объектов контроля не предпринято до настоящего времени, доказательств об обратном административным ответчиком не представлено.
На сайте администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского района информация об объектах учета не размещена, что не позволяет обеспечить защиту граждан и субъектов предпринимательской деятельности от произвольного проведения в отношении них контрольных мероприятий, а также ознакомиться с учтенными администрацией сельского поселения объектами муниципального контроля, и при необходимости обжаловать принятые контрольным органом решения.
Поскольку в силу приведенных правовых норм административный ответчик является контрольным (надзорным) органом, осуществляющим муниципальный контроль в соответствующих сферах на территории сельского поселения, однако администрацией Кузьмищенского сельского поселения такой контроль не обеспечен, что влечет нарушение неопределенного круга лиц на получение открытой и доступной информации.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о бездействии администрации сельского поселения.
С учётом изложенного, исходя из значимости вопроса местного значения по организации и осуществлении муниципального контроля, суд приходит к выводу об удовлетворении административных требований прокурора Костромского района.
Срок для устранения нарушений (в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу) является разумным и достаточным для исполнения решения суда. Принимая во внимание значимость муниципального контроля по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований (в том числе, посредством профилактики нарушений), оснований для увеличения срока устранения нарушений суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 175, 180, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Костромского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, выразившееся в не организации учета объектов муниципального контроля в сфере благоустройства, в сфере муниципального жилищного контроля, в сфере муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Обязать администрацию Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить учёт объектов муниципального контроля в сфере благоустройства, в сфере муниципального жилищного контроля, в сфере муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2022 года № 248-ФЗ.
В соответствии со статьёй 228, 295, частью 1 статьи 298 КАС Российской Федерации, решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья |
К.А.Батухина |