Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1598/2024 (2а-6660/2023;) ~ М-4526/2023 от 04.12.2023

    УИД 32RS0027-01-2023-005758-09

    Дело №2а-1598/2024 (2а-6660/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2024 года     г. Брянск, ул.Фокина, 45

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Рассказовой М.В.,

при секретаре Никишовой В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновой Елены Дмитриевны к судебному приставу-исполнителю Советского РОСП г.Брянска УФССП России по Брянской области Никитиной Ж.В., УФССП по Брянской области, Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Ульянова Е.Д. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 10 октября 2023г. судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г.Брянска вынесено постановление о принятии исполнительного производства №...-ИП от 26 декабря 2022г. к исполнению, возбужденного Никитиной Ж.В. на основании исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя (ФССП России) №... от 23 сентября 2022г., выданному МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области по делу №...-ИП, вступившему в законную силу 23 сентября 2022г. по взысканию исполнительского сбора в размере 291682,37 руб. Административный истец указывает, что о вынесении постановления от 23 сентября 2023г. о взыскании исполнительского сбора ей было не известно, оно ей не направлялось и не предъявлялось. Также административный истец указывает, что в постановлении о взыскании исполнительного сбора имеются ошибки в расчете суммы сбора. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просила суд освободить ее от уплаты исполнительского сбора, назначенного по постановлению судебного пристава-исполнителя от 23 сентября 2023г., выданного МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области по делу №...-ИП, ввиду отсутствия преднамеренной вины по неисполнению обязательств по делу №...-ИП, тяжелого финансового положения; отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 23 сентября 2023г., выданного МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области по делу №...-ИП.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Иные лица в судебное заседание также не явились, о дате и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Аналогичная норма предусмотрена в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», где установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу части 2 названной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременно наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, следует вывод, что для удовлетворения заявления об освобождении от исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

Судом установлено, что определением Советского районного суда г.Брянска от 20 февраля 2019г. удовлетворено заявление ООО «РКЦ «Домовой» о выдаче дубликата исполнительного листа по уголовному делу №... в отношении Ульяновой Е.Д. на сумму 4167750 рублей по приговору суда от <дата>

На основании указанного определения суда, 18 марта 2019г. Советским районным судом г. Брянска был выдан дубликат исполнительного листа серии ФС №....

Апелляционным определением судьи Брянского областного суда от 03 декабря 2019г. определение Советского районного суда г. Брянска от 20 февраля 2019г. оставлено без изменения.

05 апреля 2019г. в УФССП России по Брянской области поступило заявление директора ООО «РКЦ «Домовой» о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС №..., выданного Советским районным судом г. Брянска, по уголовному делу №... в отношении должника Ульяновой Е.Д.

К заявлению директора ООО «РКЦ «Домовой» был приложен дубликат исполнительного листа, выданный Советским районным судом г.Брянска 18 марта 2019г. по уголовному делу №... о взыскании с Ульяновой Е.Д. в пользу ООО «РКЦ «Домовой» материального ущерба в размере 4167750 руб.

На основании указанного заявления, 09 апреля 2019г. заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МРО по ОИП УФССП России по Брянской области С. было вынесено постановление о возбуждении в отношении должника Ульяновой Е.Д. исполнительного производства №...-ИП с предметом исполнения: возмещение причиненного материального ущерба в размере 4167750 руб.

22 декабря 2022г. судебным приставом Н. вынесено постановление о прекращении исполнительного производства.

В качестве основания для прекращения исполнительного производства указан п. 7 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из ЕГРЮЛ.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» согласно п. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого же Федерального закона.

Согласно ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено этим же Законом.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве).

Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Установлено, что 23 сентября 2022г. судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Н. в рамках исполнительного производства №...-ИП вынесено постановление о взыскании с Ульяновой Е.Д. исполнительского сбора в размере 291742,50 руб.

26 декабря 2022г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №...-ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 291742,50 руб.

04 октября 2023г. исполнительное производство №...-ИП, судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области передано в Советское РОСП г.Брянска.

10 октября 2023г. судебным приставом исполнителем Советского РОСП г.Брянска Никитиной Ж.В. на основании исполнительного документа, выданного МОСП ОИП УФССП России по Брянской области №...-ИП, вынесено постановление о принятии ИП к исполнению, предмет исполнения – исполнительский сбор в размере 291682,37 руб. в отношении Ульяновой Е.Д.

Обращаясь с настоящим иском, административный истец указывает на незаконность вынесенного 23 сентября 2023г. судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора по делу №...-ИП в размере 291682,37 руб., в связи с тем, что взыскание исполнительного сбора два раза за неисполнение одного судебного решения является незаконным.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения установлено, что постановление о взыскании исполнительского сбора 23 сентября 2023г. в размере 291682,37 руб. в рамках исполнительного производства №...-ИП судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области в отношении Ульяновой Е.Д. не выносилось.

Решением Советского районного суда г.Брянска от 09 октября 2023г., вступившим в законную силу 06 марта 2024г., уменьшен размер исполнительского сбора в размере 291682,57 руб., взысканного с Ульяновой Е.Д. по постановлению судебного пристава-исполнителя от 23 сентября 2022г. в рамках исполнительного производства №...-ИП, установлен его размер - 209298,29 руб.

Таким образом, на момент рассмотрения дела отсутствует предмета спора.

Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Учитывая изложенное, суд приходит к вводу об отказе в удовлетворении исковых требований административного истца в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено наличия нарушения прав и свобод административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                 ░.░.░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2024░.

2а-1598/2024 (2а-6660/2023;) ~ М-4526/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ульянова Елена Дмитриевна
Ответчики
начальника Советского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области
судебный пристав-исполнитель Советского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области Никитина Жанна Викторовна
Советское РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области
судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Нойкину К.В.
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Рассказова Марина Валерьевна
Дело на сайте суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация административного искового заявления
05.12.2023Передача материалов судье
06.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2024Подготовка дела (собеседование)
02.02.2024Рассмотрение дела начато с начала
02.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее