Дело № 2а-1095/2023
56RS0040-01-2023-000963-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года с. Ташла
Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Курбатовой И.В.,
при секретаре Доброскокиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца администрации МО Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области к административным ответчикам Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, судебному приставу – исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец администрация МО Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, судебному приставу – исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указали, что судебным приставом-исполнителем МСОП по ИОИП Фаттаховой А.А. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора неимущественного характера по исполнительному производству ...-ИП от (дата) на основании исполнительного листа ФС ... от (дата), выданному Ташлинским районным судом по делу № 2а-73/2022, вступившему в законную силу 12 марта 2022 года, предмет исполнения: Обязать администрацию МО Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области в срок до 20 марта 2022 года привести Положение «Порядок проведения проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в администрации Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора (гражданско-правового договора) с таким гражданином», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Заречный сельсовет № 61-п от 14 октября 2019 года, в соответствии с действующим законодательством о противодействии коррупции, в части касающейся установления обязанности рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также об обязанности проинформировать гражданина о принятом решении.
Администрация МО Заречный сельсовет с постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не согласна, считает его необоснованным и незаконным, так как ими были приняты меры для добровольного исполнения решения суда: постановление ...-п от (дата) приведено в соответствие с требованием федерального законодательства (дата), копия приведенного в порядок постановления направлена на электронную почту старшему помощнику прокурора Ташлинского района Оренбургской области ... а также размещено на официальном сайте администрации Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, направлена копия судебному-приставу Фаттаховой А.А. (дата).
Просят освободить администрацию МО Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора ...-ИП от (дата).
В судебном заседании представитель административного истца администрации МО Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, представитель административного ответчика УФССП по Оренбургской области, заинтересованное лицо прокурор Ташлинского района участия не принимали, извещены надлежащим образом, судебной повесткой. Административный истец в письменном заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик судебный пристав – исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, судебной повесткой, в представленном отзыве на административный иск просила отказать в удовлетворении заявленных требований администрации МО Заречный сельсовет в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Неявка в судебное заседание участников процесса не препятствует рассмотрению дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 227 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ч. 1 ст. 1).
Согласно части 1 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор, в силу ч. 1 ст. 112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Частью 2 ст. 112 этого Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 112 указанного Федерального Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" было разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании исполнительного листа ФС ... от (дата), выданного Ташлинским районным судом Оренбургской области по делу № 2а-73/2022 по решения суда вступившему в законную силу 12 марта 2022 года, возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении должника администрация МО Заречный сельсовет Ташлинский район Оренбургской области. Предмет исполнения: обязать администрацию МО Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области в срок до (дата) привести Положение «Порядок проведения проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в администрации Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора (гражданско-правового договора) с таким гражданином», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Заречный сельсовет № 61-п от 14 октября 2019 года, в соответствии с действующим законодательством о противодействии коррупции, в части касающейся установления обязанности рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также об обязанности проинформировать гражданина о принятом решении.
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда исполнено не было, (дата) судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП Фаттаховой А.А. было вынесено постановление о взыскании с администрации МО Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В обоснование доводов администрацией МО Заречный сельсовет представлена копия постановления главы администрации МО Заречный сельсовет от (дата) ...-п « О внесении в постановление от 14 октября 2019 года № 61-п «О порядке проведения проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в администрации Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора (гражданско-правового договора) с таким гражданином», скиншот страницы о размещении указанного постановления на сайте муниципального образования, копия почтового уведомления о направлении копии постановления судебному приставу-исполнителю Фаттаховой А.А.
Указанное свидетельствует об отсутствии вины администрации МО Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области в неисполнении требований исполнительного документа.
Судом принимается во внимание, что административным истцом принимались необходимые меры к исполнению судебного решения об устранений допущенных нарушений законодательства о противодействии коррупции о муниципальной службе, виновного противоправного бездействия должника не установлено, в силу объективных причин решение суда в пятидневный срок с момента вступления в законную силу не может быть исполнено.
Анализируя совокупность доказательств, имеющихся в материалах дела, суд приходит к выводу, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции о муниципальной службе было невозможно вследствие обстоятельств, не зависящих от должника в исполнительном производстве, объективно препятствующие исполнению судебного решения в определенный судебным приставом срок.
Таким образом, учитывая системное толкование норм права в совокупности с обстоятельствами административного дела, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации муниципального образования Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области и наличия оснований для освобождения их от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, заявленный административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования административного иска администрации МО Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области к административным ответчикам Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, судебному приставу – исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования Заречный сельсовет Ташлинского района Оренбургской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. по исполнительному производству ...-ИП от (дата).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Ташлинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Курбатова
Мотивированное решение в окончательной форме принято 03 мая 2023 года.