Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-44/2023 (3а-572/2022;) ~ М-413/2022 от 07.10.2022

             Дело (УИД) № 18OS0000-01-2022-000430-32

                     Производство № 3а-44/2023 (3а-572/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2023 года                                     город Ижевск

Верховный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Малкова К.Ю.,

при секретаре судебного заседания Гирбасовой С.И.,

с участием:

прокурора Бузанаковой Е.Б.,

представителя административного истца Л.В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Ш.В.С., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Вимас» (далее по тексту - ООО «<данные изъяты>», административный истец, Общество) обратилось в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, которым просит признать недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (далее по тексту, в том числе, Перечень).

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником следующих объектов недвижимости:

– здания, назначение: нежилое, наименование: административное здание, двухэтажного, площадью 363 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- помещения, назначение: нежилое помещение, наименование: часть производственного здания, площадью 287,8 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.

Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, который на момент включения названных объектов в оспариваемый Перечень и в настоящее время имеет вид разрешенного использования – эксплуатация и обслуживание комплекса зданий производственной базы. Данный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Согласно данным технической документации на здание и помещение, назначение, разрешенное использование и наименование помещений, расположенных в названных объектах, не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Акты обследования фактического использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> Правительством Удмуртской Республики не составлялись, обследование на момент включения в Перечень не производилось. Вместе с тем, Правительством Удмуртской Республики постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в котором в пунктах <данные изъяты> и <данные изъяты> включено указанные здание и помещение. Включение в данный Перечень названных объектов недвижимости административный истец считает противоречащим статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике», ввиду того, что отсутствовали доказательства позволявшие отнести спорные объекты недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях. Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, так как незаконно возлагает на него обязанность уплачивать имущественный налог в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в повышенном размере.

На основании определения суда от 13 декабря 2022 года производство по настоящему делу прекращено в части требования о признании постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» недействующим в части пункта 8288 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в связи с отказом административного истца от иска в указанной части и принятия его судом.

В судебном заседании представитель административного истца Л.В.В. административное исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в нем. Дополнительно суду пояснила, что помещение с кадастровым номером <данные изъяты> находится в здании, которое в соответствии с техническим паспортом имеет по плану литеру «Б». Данное здание находится на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, при этом, на самостоятельном кадастровом учете здание не состоит, кадастрового номера не имеет.

Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Ш.В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления и пояснил, что фактическое обследование указанных объектов недвижимости на момент включения их в оспариваемый Перечень не проводилось. Вместе с тем, на момент включения заявленных объектов недвижимости в оспариваемый Перечень вид разрешенного использования земельного участка, на котором они находятся, предусматривал размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Кроме того, в порядке межведомственного взаимодействия были учтены сведения, направленные административному ответчику налоговым органом.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции ФНС России по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении заинтересованного лица о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с частью 5 статьи 213 КАС РФ суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанного лица, признав его явку не обязательной.

Выслушав доводы представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Вимас» с ДД.ММ.ГГГГ является собственником здания, назначение: нежилое, наименование: административное здание, двухэтажного, площадью 363 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вимас» является собственником помещения, назначение: нежилое помещение, наименование: часть производственного здания, площадью 287,8 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.

Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, относящегося к категории - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – эксплуатация и обслуживание комплекса зданий производственной базы. Данный вид разрешенного использования земельного участка был присвоен ДД.ММ.ГГГГ при постановке земельного участка на кадастровый учет, и по состоянию на юридический значимый период времени не менялся, что подтверждается ответом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ .

Административный истец использует названный земельный участок в соответствии с договором о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Оспариваемым в части нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений);

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.

Согласно пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

В связи с указанными основаниями, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.

Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»).

Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, издав постановление № 615 от 9 ноября 2021 года.

В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, вышеуказанные объекты недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, находящиеся у административного истца в собственности, вошли в данный перечень, что нашло отражение в пунктах <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 615 от 9 ноября 2021 года опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 11 ноября 2021 года и 13 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 615 от 9 ноября 2021 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемых пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 (далее – Положение).

Согласно пункта 2 названного Положения, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.

Исходя из положений пункта 31 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) названного Положения, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок его принятия соблюден, а именно оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того, его форма, процедура принятия, правила введения в действие и опубликования соблюдены.

На момент рассмотрения настоящего административного дела указанный нормативный правовой акт является действующим.

В силу положений пунктов 1, 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий год, являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания.

При этом фактическим использованием объекта недвижимости в указанных целях признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Указанный ранее вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены заявленные объекты недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> (эксплуатация и обслуживание комплекса зданий производственной базы), не может служить основанием для включения заявленных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с указанным наименованием размещение офисных зданий (помещений), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не предусматривает.

Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), спорные объекты недвижимости не могли быть включены в указанный Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они находятся.

При этом, доводы стороны административного ответчика о том, что на момент утверждения оспариваемого нормативного правового акта вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> предусматривал размещение, в том числе, торговых объектов, объектов бытового обслуживания, поскольку на указанный период времени его наименованием было «Магазины (код 4.4). Автомобильные мойки (код 4.9.1.3). Ремонт автомобилей (код 4.9.1.4). Склады (код 6.9). Производственная деятельность (код 6.0)», а изменение вида разрешенного использования названного земельного участка на «эксплуатация и обслуживание комплекса зданий производственной базы» было произведено на основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А71-1514/2021 лишь ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку названным решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, вступившим в законную силу, постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления Администрации города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ), которым был изменен вид разрешенного использования земельного участка с «эксплуатация и обслуживание комплекса зданий производственной базы» на «Магазины (код 4.4). Автомобильные мойки (код 4.9.1.3). Ремонт автомобилей (код 4.9.1.4). Склады (код 6.9). Производственная деятельность (код 6.0)», указанное постановление признано недействительным с момента его принятия, соответственно вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на момент утверждения оспариваемого Перечня, оставался неизменным, как «эксплуатация и обслуживание комплекса зданий производственной базы».

В качестве документа технического учета (инвентаризации) в отношении заявленных объектов недвижимости в материалах настоящего административного дела имеется технический паспорт на комплекс зданий с инвентарным номером 36004, расположенных по адресу: <адрес>, составленный МУП «Ижтехинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что здание с кадастровым номером <данные изъяты>, согласно названного технического паспорта, поименовано в соответствии с планом как литер «К», имеет площадь 363 кв.м., имеет два надземных этажа.

Экспликация к поэтажному плану строения в составе указанного технического паспорта включает помещения в здании с литерой по плану «К» следующего назначения:

1 этаж: «мастерская», «слесарка», «коридор», «санузел», «кладовая», «карбюраторная», «аккумуляторная», «моторная»;

2 этаж: «раздевалка», «коридор», «кабинет», «шкаф», «санузел», «подсобная», «лестничная клетка».

Поименованные в экспликации указанного технического паспорта помещения здания с литерой по плану «К» не могут быть однозначно отнесены к предусматривающим размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> имеет наименование «административное здание».

Вместе с тем, такое назначение (наименование) здания без установления наличия помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2 пунктов 3, 4 и абзаце 3 пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, площадь которых составляет 20% площади здания, не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как предусматривающее размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и не позволяет с достаточной очевидностью отнести объект недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам), зданиям, предназначенным для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).

Принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, согласно вышеназванного технического паспорта, расположено в здании, которое поименовано по плану как литер «Б», имеющее общую площадь 500,2 кв.м.

При этом, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь 287,8 кв.м., в своем составе имеет помещения под номерами на поэтажном плане: 1 этаж: 7-10,а,б,12-14, Антресоль: 2-4.

Согласно экспликации к поэтажному плану строения в составе указанного технического паспорта, помещения в здании с литерой по плану «Б» с вышеназванными номерами имеют следующее назначение:

1 этаж: «РСУ» (номера по плану 7,8), «склад» (номера по плану 9,13,14), «бытовка» (номер по плану 10), «шкафы» (номер по плану а,б), «коридор» (№ по плану 12);

Антресоль: «душевая» (номера по плану 2,3), «раздевалка» (номер по плану 4).

Поименованные в экспликации указанного технического паспорта вышеназванные помещения здания с литерой по плану «Б» не могут быть однозначно отнесены к предусматривающим размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Более того, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> имеет наименование «часть производственного здания», что однозначно не предусматривает возможность размещения в указанном помещении офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании и назначении помещений, входящих в принадлежащие административному истцу заявленные объекты недвижимости, ни в материалах административного дела, ни в материалах кадастровых (реестровых) дел объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> не имеется.

Судом не установлено, что в ходе подготовки проекта постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 было проведено обследование заявленных (спорных) объектов недвижимости в соответствии с вышеуказанным Положением о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270.

Напротив, представителем административного ответчика и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики в судебном заседании подтверждалось, что данное обследование спорных объектов недвижимости в юридически значимый период времени не проводилось.

Действительно, в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости осуществляет следующие мероприятия, в том числе среди прочих, проводит анализ информации об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, поскольку информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», носит характер дополнительной, уточняющей к сведениям, полученным из Единого государственного реестра недвижимости, полученным в результате изучения технической документации на объекты недвижимости, полученным в результате фактического обследования объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что эта информация рассматриваться как самостоятельное доказательство использования объектов недвижимости под размещение офисных помещений, административного и коммерческого назначения, торговых помещений, а также помещений, предназначенных для размещения объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не может.

Представленный налоговым органом в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики список выявленных помещений, не указанных в Перечнях объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в числе которых поименованы и заявленные по настоящему делу объекты недвижимости, не может являться надлежащим доказательством обоснованности включения названных объектов в оспариваемый Перечень, поскольку каким-либо объективными данными, которые достоверно бы свидетельствовали о том, что спорные объекты недвижимости используются под размещение офисных помещений, административного и коммерческого назначения, торговых помещений, а также помещений, предназначенных для размещения объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, названный список не подкреплен.

Из материалов административного дела усматривается, что какими-либо объективными доказательствами, которые достоверно бы свидетельствовали о том, что спорные нежилые здание и помещение являются административно-деловыми центрами и (или) торговыми центрами (комплексами), поскольку размещены на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также о том, что предназначением заявленных объектов является размещение офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и использование для размещения офисов либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании для этих целей более 20 процентов их общей площади, административный ответчик не располагал на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Таким образом, суду не представлено доказательств, позволяющих отнести заявленные объекты недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам, либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо их фактического использования в названных целях.

Кроме того, данные объекты таковыми не являлось в рассматриваемом налоговом периоде.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615, названных объектов недвижимости, поскольку заявленные нежилые здание и помещение не обладают признаками объектов налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

В оспариваемой части указанный нормативный правовой акт в силу положений статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации является не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, а так же не соответствует положениям статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая положения статей 373, 375, 380 Налогового кодекса Российской Федерации при включении объекта в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в оспариваемый Перечень, на административного истца возлагается обязанность по уплате налога по более высокой ставке поэтому, административный истец обоснованно обратился с настоящим административным иском в суд.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 в оспариваемой части требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», постольку это является основанием для удовлетворения административного искового заявления.

Суд отклоняет доводы административного ответчика и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, так как каких-либо доказательств их обоснованности не представлено.

Исходя из смысла положений части 2 статьи 215 КАС РФ, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.

Определяя момент, с которого оспариваемая часть нормативного правового акта должна быть признана недействующей, суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названных ранее объектов недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию недействующей со дня принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для организаций составляет 4 500 рублей.

Поскольку административным истцом оспаривается один нормативный-правовой акт, постольку им должна была быть уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей.

Вместе с тем, административным истцом уплачено государственной пошлины в размере 13 500 рублей (платежное поручение №146 от 20 сентября 2022 года).

При удовлетворении требований административного истца, в его пользу с административного ответчика Правительства Удмуртской Республики, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 500 рублей.

Государственная пошлина в размере 9 000 рублей (13 500 – 4 500) является излишне уплаченной, в связи с чем, в соответствии с правилом, установленным в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возращению административному истцу из бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Вимас» о признании нормативного правового акта недействующим в части – удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Вимас» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Вимас» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 9 000 (девять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (<адрес>) через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в мотивированной форме принято судом 23 января 2022 года.

Судья                                         К. Ю. Малков

Копия верна:

Судья                                         К. Ю. Малков

3а-44/2023 (3а-572/2022;) ~ М-413/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "ВИМАС"
Прокуратура УР
Ответчики
Правительство УР
Другие
Министерство имущественных отношений УР
Липина В.В.
МИФНС № 8 УР
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Малков Кирилл Юрьевич
Дело на сайте суда
vs--udm.sudrf.ru
07.10.2022Регистрация административного искового заявления
07.10.2022Передача материалов судье
10.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2022Предварительное судебное заседание
13.12.2022Судебное заседание
17.01.2023Судебное заседание
23.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее