№ 2а-5182/2022
УИД: 04RS0007-01-2022-007533-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2022 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Ускова В.В., при секретаре Цыцыковой Д.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия к ФИО4 о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Обращаясь в суд, Управление ФНС по Республике Бурятия сослалось на то, что ФИО4 состоит на учете в УФНС по Республике Бурятия в качестве налогоплательщика. По истечении срока по уплате налогов должнику в соответствии со ст. 70 НК РФ было направлено требование № 33420 от 15.02.2018г. В установленный в требовании срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности по налогам, поэтому просит взыскать с ФИО4 сумму задолженности по налогам в размере 502 руб. 00 коп. Также истец просит восстановить срок подачи заявления о взыскании задолженности обязательных платежей и санкций.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, при подаче искового заявления заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления ФНС по РБ.
Административный ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п.2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 п.3 ст. 48 НК РФ).
В соответствии со ст. 419 НК РФ налогоплательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу ч.5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из представленных материалов установлено, за административным ответчиком ФИО4 числится задолженность по налогу в сумме 502 руб. 00 коп.
Выявив у налогоплательщика ФИО4 задолженность, налоговый орган направил требование № 33420 от 15.02.2018г. об уплате задолженности со сроком уплаты до 03.04.2018.
Однако указанное требование административным ответчиком не исполнено, задолженность по налогу не уплачена, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании по требованию № 33420 от 15.02.2018г. истек 03.10.2018г.
С заявлением о взыскании указанной задолженности путем выдачи судебного приказа, налоговая инспекция не обращалась. УФНС по РБ обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением 22.11.2022, то есть с пропуском предусмотренного законом срока.
Как следует из содержания административного искового заявления, административный истец просит восстановить срок подачи заявления о взыскании задолженности обязательных платежей и санкций.
Однако суд полагает, что налоговым органом в нарушение положений статьи 62 КАС РФ не представлены доказательства уважительности пропуска, следовательно, административным истцом УФНС по РБ утрачено право на принудительное взыскание с ФИО4. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, в связи с пропуском срока обращения в суд с иском о взыскании налога, установленного ст. 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для восстановления УФНС по РБ пропущенного процессуального срока на взыскание недоимки с ФИО4 и, учитывая, что пропуск срока для обращения с административным иском в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, требование УФНС по РБ к ФИО4 о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению.
Ч. 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, суд отказывает административному истцу в удовлетворении исковых требований к ФИО4
Руководствуясь ч.5 ст.138 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике к ФИО4 о взыскании задолженности по налогам отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 11 января 2023 г.
Судья В.В. Усков