Дело №2а-551/2022
Уникальный идентификатор дела
44RS0004-01-2022-000775-50
Мотивированное решение
изготовлено 23 декабря 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 19 декабря 2022 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.,
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Мантурово Костромской области к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Гиане Абдулаевне, отделению судебных приставов по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №44014/22/136479 от 09.09.2022 года,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратилась администрация городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту – администрация г.о.г.Мантурово) с административным исковым заявлением к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А., отделению судебных приставов по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области (далее по тексту – ОСП по Мантуровскому району), УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №44014/22/136479 от 09.09.2022 года. Требования мотивированы тем, что ОСП по Мантуровскому району 29.08.2022г. возбуждено исполнительное производство №43800/22/44014-ИП на основании исполнительного листа ФС №005630577 от 21.04.2020г., выданного Мантуровским районным судом по делу №2-133/2020, об обязании администрации г.о.г. Мантурово Костромской области в срок до 31.12.2021 года зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу ул. Боровая г. Мантурово. В срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, административный истец в силу объективных причин не смог исполнить требования, изложенные в исполнительном документе, в связи с чем, заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 09.09.2022 года №44014/22/136479 в размере 50000 рублей. Администрация г.о.г. Мантурово согласна с вынесенным постановлением, однако просит освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора ввиду следующего: для регистрации права муниципальной собственности на данный объект недвижимости требуется постановка объекта на кадастровый учет, учитывая требования действующего законодательства. Администрацией г.о.г.Мантурово заключены договоры с кадастровым инженером ИП Ивановым Д.А. на выполнение кадастровых работ и подготовку технических планов сооружений (дорог) для проведения мероприятий по регистрации права муниципальной собственности указанной автодороги, кадастровые работы проведены, но выполнены с задержкой. Причиной задержки и не в полной мере выполнения работ по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности стала особенность осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и т.п.) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения. Всего судебными решениями Мантуровского районного суда администрацию г.о.г.Мантурово обязали зарегистрировать право муниципальной собственности на 320 дорог. При ходатайстве об установлении срока исполнения решения суда не учтен территориальный разброс дорог, подлежащих регистрации. Результатом исполнения решения стало то, что кадастровому инженеру при составлении технических паспортов и межевых планов требуется постоянно перемещаться по территории всего муниципального района, что приводит к увеличению сроков выполнения работ. Также, учитывая большое количество дорог с грунтовым и щебневым покрытием, увеличен объем работ, а именно кроме межевания участка необходимо составление технического плана, подтверждение того, что объект является именно линейным объектом недвижимости, а не просто земельным участком, что также увеличивает сроки исполнения решения.
Представитель административного истца Грачевская О.Н. (действующая на основании доверенности от 10.01.2022 года б/н) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указав, что постановление начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А., административный истец не оспаривает, считает его законным, однако просит освободить от взыскания исполнительского сбора ввиду того, что администрация приняла все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Административные ответчики заместитель начальника отделения-заместитель старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколова Г.А., ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания в суд не явились, каких либо заявлений или ходатайств, а так же отзыва на исковое заявление суду не направили.
Заинтересованное лицо Мантуровский межрайонный прокурор, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, каких либо заявлений или ходатайств в суд не направил.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело по существу рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, поскольку суд не признавал их явку обязательной.
Исследовав представленные материалы, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту – Закона об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст.401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п.75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено и подтверждается исследованными материалами, что решением Мантуровского районного суда от 16.03.2020 года по гражданскому делу №2-133/2020 на администрацию г.о.г. Мантурово возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Костромская область, г.Мантурово ул.Боровая, относящуюся к V категории дорог, протяженностью 0,786 км., идентификационный номер 34-414 ОП МГ 34-009 в срок до 31.12.2021 года.
Заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району Соколовой Г.А. 29.08.2022 года возбуждено исполнительное производство №43800/22/44014-ИП на основании исполнительного листа ФС №005630577 от 21.04.2020г., выданного Мантуровским районным судом по делу № 2-133/2020 на основании решения от 16.03.2020г.
09.09.2022 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району Соколовой Г.А. вынесено постановление №44014/22/136479 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера с должника администрации г.о.г.Мантурово в размере 50000 рублей.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
10.08.2022 года в адрес кадастрового инженера Иванова Д.А. административным истцом направлена заявка на выполнение технического плана на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Костромская область, г.Мантурово ул. Боровая (л.д.8-9).
Выпиской из ЕГРН от 12.10.2022г. подтверждается, что 12.10.2022 года зарегистрировано право собственности муниципального образования г.о.г.Мантурово Костромской области на автомобильную дорогу ул. Боровая г. Мантурово протяженностью 843 м. кадастровый номер 44:28:0000000:375 (л.д.13-15).
Установив перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация г.о.г.Мантурово не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах выделенных лимитов бюджетных средств, проводила кадастровые работы и последующую регистрацию автомобильных дорог.
В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению судебного акта, послужил большой объем проведения кадастровых работ и территориальный разброс автомобильных дорог.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в настоящее время решение суда исполнено, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.10.2022г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации городского округа город Мантурово Костромской области удовлетворить.
Освободить администрацию городского округа город Мантурово Костромской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Гианы Абдулаевны от 09.09.2022 года №44014/22/136479 в рамках исполнительного производства №43800/22/44014-ИП от 29.08.2022г.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Громова