УИД 78OS0000-01-2023-001613-43
Дело № 3а-324/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2023 года г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сальниковой В.Ю.,
при секретаре – Двойникове В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Общества с ограниченной ответственностью «ЛСР.Недвижимость – СЗ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 61 221 кв.м с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 85 630 000 рублей по состоянию на дату оценки 01.01.2022, ссылаясь на то, что утвержденная по сведениям, содержащимся в ЕГРН, в отношении указанного объекта недвижимости кадастровая стоимость (146 067 569,59 рублей) значительно превышает рыночную стоимость, что влечет для административного истца увеличение налоговой нагрузки.
В качестве правового обоснования заявленных требований административный истец ссылается на положения статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке № 76-н/2023 от 13.10.2023, составленному ООО «Базилевс» по заказу административного истца, рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.01.2022 составляет 85 630 000 рублей, что по утверждению административного истца свидетельствует о существенном превышении содержащейся в ЕГРН кадастровой стоимости объекта над его рыночной стоимостью.
Поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, вследствие чего административный истец обязан уплачивать налог в завышенном размере, что нарушает его права как налогоплательщика, административный истец просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером №..., по состоянию на 01.01.2022, и установить кадастровую стоимость указанного объекта равной рыночной стоимости в размере 85 630 000 рублей в соответствии с отчетом об оценке № 76-н/2023 от 13.10.2023, составленным ООО «Базилевс».
Представитель административного истца Общества с ограниченной ответственностью «ЛСР.Недвижимость – СЗ» - Крючков А.Д., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, поддержал требования административного искового заявления в полном объеме.
Представитель административного ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга – Иневаткина К.Д., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, не возражала против установления кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере рыночной, определённой в отчете об оценке № 76-н/2023 от 13.10.2023, представленном административным истцом, пояснила, что отчет об оценке соответствует нормам законодательства об оценочной деятельности, замечаний к отчету у Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга не имеется.
Представитель административного ответчика СПб ГБУ «Кадастровая оценка» - Кевбрина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, не возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке № 76-н/2023 от 13.10.2023, поскольку замечаний к представленному отчету не имеется.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в судебное заседание представителя не направил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, возражений по существу заявленных административных исковых требований не представил.
При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, что не противоречит требованиям части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, проверив материалы дела, обсудив доводы административного иска, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в суде, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Как следует из материалов административного дела, Общество с ограниченной ответственностью «ЛСР.Недвижимость–Северо-Запад» является собственником объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость данного объекта определена по состоянию на 01.01.2022 в размере 146 067 569,59 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости и не оспаривается сторонами (том 1 л.д. 16, 210).
Ссылаясь на то, что установленная по состоянию на 01.01.2022 кадастровая стоимость объекта недвижимости необоснованно завышена, административный истец представил отчет № 76-н/2023 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 13.10.2023, составленный ООО «Базилевс», согласно которому оценщиком рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>), определена по состоянию на дату оценки 01.01.2022 равной 85 630 000 рублей (том 1 л.д. 157).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности (статья 1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», по тексту также – Закон об оценочной деятельности).
В силу части 1 статьи 20 Закона об оценочной деятельности требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Представленный административным истцом отчет выполнен оценщиком фио, которая является членом Саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки»; имеет диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка активов, бизнеса и инвестиций», специализация «Оценка стоимости предприятий (бизнеса)» серия ПП №... от <дата>, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» №... от <дата>, стаж работы в оценочной деятельности с 2005 года.
Таким образом, у оценщика фио имеется необходимая специальная квалификация для проведения указанной оценки и право на формулирование выводов по результатам её проведения. С учётом того, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки отвечает по форме и содержанию требованиям законодательства об оценочной деятельности, административными ответчиками доводов об обратном не приведено, суд приходит к выводу о допустимости принятия в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости земельного участка отчета об оценке, составленного данным оценщиком ООО «Базилевс».
Так, как следует из отчета об оценке земельного участка № 76-н/2023 от 13.10.2023, составленного оценщиком ООО «Базилевс», при проведении оценочных мероприятий оценщиком применялись Закон об оценочной деятельности, общие стандарты оценки (Федеральные стандарты оценки ФСО I-VI, утвержденные Приказом Минэкономразвития России № 200 от 14.04.2022), специальный стандарт оценки, определяющий дополнительные требования к проведению оценки (Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611).
При проверке отчета об оценке на соответствие требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных Приказами Минэкономразвития России № 200 от 14.04.2022 (ФСО I-VI), № 611 от 25.09.2014 (ФСО № 7), нарушения и замечания, существенно влияющие на итоговый результат, судом не выявлены, административными ответчиками, не оспаривавшими представленный отчет ни по форме, ни по содержанию, не приведены.
Принимая во внимание, что какими-либо доказательствами выводы оценщика не опровергаются, административными ответчиками представленный отчет об оценке № 76-н/2023 от 13.10.2023 не оспорен, суд приходит к выводу о возможности принятия заключительного вывода оценщика относительно величины рыночной стоимости объекта оценки в качестве достоверного, достаточного и допустимого доказательства рыночной стоимости земельного участка; при этом выводы и расчёты оценщика в достаточной степени мотивированы, исследование проведено всесторонне и в полном объёме, в пределах имеющейся у оценщика соответствующей специальности (квалификации).
Положения пункта 2 Федерального стандарта оценки «Отчёт об оценке (ФСО VI)», утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200, предусматривают, что при составлении отчёта об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов (требований): в отчете об оценке должна быть изложена вся существенная информация, использованная оценщиком при определении стоимости объекта оценки; существенная информация, приведенная в отчете об оценке, должна быть подтверждена путем раскрытия ее источников; отчет должен содержать достаточное количество сведений, позволяющее квалифицированному специалисту, не участвовавшему в процессе оценки объекта оценки, понять логику и объем проведенного оценщиком исследования, убедиться в его соответствии заданию на оценку и достаточности для цели оценки.
Составленный отчет об оценке основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Выбор оценщиком подходов к оценке, его методов, подробно и убедительно аргументированы в отчете, соответствуют требованиям Федеральных стандартов оценки, итоговая величина рыночной стоимости земельного участка определена при правильном применении пункта 14 Федерального стандарта оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
Учитывая изложенное, а также то, что административные ответчики не представили доказательств несоответствия отчета об оценке действующему законодательству об оценочной деятельности, в том числе Федеральным стандартам оценки, и согласились с установленным в нем выводом о величине рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки 01.01.2022, кадастровую стоимость земельного участка надлежит установить в размере, определённом в данном отчете об оценке № 76-н/2023 от 13.10.2023, равном 85 630 000 рублей.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости влияют на дату начала применения кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной, и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в Санкт-Петербургский городской суд 03.11.2023, указанная дата в силу приведенных выше разъяснений подлежит отражению в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЛСР.Недвижимость – СЗ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 61 221 кв.м с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 85630000 (восемьдесят пять миллионов шестьсот тридцать тысяч) рублей по состоянию на 1 января 2022 года.
Датой подачи заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЛСР.Недвижимость – СЗ» о пересмотре кадастровой стоимости считать 3 ноября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Сальникова
Дата составления мотивированного решения суда 10.01.2024.