Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-249/2022 ~ М-263/2022 от 10.06.2022

Дело № 2а-249/2022

УИД 11RS0012-01-2022-000453-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     Прилузский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Ивановой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

05 декабря 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к администрации сельского поселения «Объячево» муниципального района «Прилузский» Республики Коми о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к постановке бесхозяйного имущества на учет

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к АСП «Объячево» о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к постановке бесхозяйного имущества – «дамбы (бывшая насыпь узкоколейной дороги) на р. Луза», расположенной в п. Усть-Лопью Прилузского района Республика Коми, в срок до 30.09.2022 года. В обоснование административного иска указано, что в рамках прокурорской проверки установлено, что на территории п. Усть-Лопью Прилузского района на р. Луза имеется дамба (бывшая насыпь узкоколейной железной дороги). Земельное полотно под узкоколейную жедезную дорогу (насыпь) является искусственным сооружением для сдерживания весенних паводковых вод от затопления поселка. В настоящее время верх земляной насыпи используется для проезда автомобильного транспорта. Для организации водоотвода от подошвы земляной насыпи имеются водопропускные трубы. Учитывая что сведения о балансодержателях, собственниках гидротехнического сооружения отсутствуют, по мнению прокурора, гидротехническое сооружение «дамба (бывшая насыпь узкоколейной дороги) на р. Луза» является бесхозяйным недвижимым объектом. При отсутствии собственника объекта создается угроза причинения вреда не только окружающей среде (водному объекту, почвам), но также и неопределенному кругу лиц, пребывающему в п. Усть-Лопью СП «Объячево» Прилузского района, в связи с чем Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

Определением суда от 18.07.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МР «Прилузский», Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Старший помощник Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Липина С.М. в судебном заседании административные требования уточнила в части срока, просила установить срок для направления заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей до 30.05.2023 года; на удовлетворении административных исковых требований с учетом уточнений настаивает.

Представитель ответчика - руководитель администрации СП «Объячево» Теньков А.А. в суде с административными требованиями прокурора согласен, о чем предоставил суду заявление о признании иска.

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании не присутствуют, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. До начала судебного заседания от Печорского управления Ростехнадзора поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 150, 226 КАС РФ.

Заслушав правовую позицию сторон, исследовав письменные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Согласно ст. 7, 42 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьи 130, 132 Конституции РФ определяют, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС, суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы административного истца не были нарушены (п. 2 ч. 2 вышеуказанной статьи).

Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 ГК РФ. Так, в силу части 3 статьи 218 ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно части 3 статьи 225 Гражданского Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно пунктам 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений.

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (статья 3 Водного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений ч. 6 ст. 10 Водного кодекса Российской Федерации при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений определены в Федеральном законе от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

       Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в том числе, следующих требований: обеспечения допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений, непрерывности эксплуатации гидротехнических сооружений, осуществления мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ).

        Исходя из положения ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В силу статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Проведенной проверкой установлено, что на территории п. Усть-Лопью Прилузского района на р. Луза имеется дамба (бывшая насыпь узкоколейной железной дороги). Земельное полотно под узкоколейную железную дорогу (насыпь) является искусственным сооружением для сдерживания весенних паводковых вод от затопления поселка.

Земельное полотно (насыпь) имеет форму трапеции с шириной верхней части до 2-2,5 м, высотой до 2 м, протяженностью до 1 км, расположена вдоль южной границы п. Усть-Лопью. В настоящее время верх земляной насыпи используется для проезда автомобильного транспорта. Для организации водоотвода от подошвы земляной насыпи имеются водопропускные трубы.

Земельный участок, предназначенный для обслуживания сооружения, имеет ориентировочную площадь 3000 кв. м, расположен по адресу: п. Усть-Лопъю, СП «Объячево», Прилузский район. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования не установлен.

Сведения о балансодержателях, собственниках гидротехнического сооружения отсутствуют, что подтверждается сведениями, полученными из администрации СП «Объячево», администрации МР «Прилузский», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений, Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Коми.

В соответствии с частью 1 статьи 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 62 указанного Кодекса лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.

Согласно части 1 статьи 226 КАС РФ на административном истце лежит обязанность по доказыванию факта нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Административным истцом суду предоставлен аналитический отчет о соответствии/несоответствии сооружения на реке Лопью в поселке сельского типа Усть-Лопью Прилузского района критериям отнесения к гидротехническим сооружениям.

Так, в пункте 10 аналитического отчета специалистами ООО «Ленпромэкспертиза» изложены выводы на основании некоторых фактов:

1. Насыпь создавалась для проезда тепловоза, для дальнейшей разгрузки и сплава леса, а не для защиты населения сельского поселения о весенних паводков;

1.1. По всей длине насыпи расположены шпалы;

1.2. Данный тип конструкции не позволяет сооружению выполнять защитные функции;

2. Насыпь в начале и в конце своего пути по высоте равна рельефу местности и не несет никаких защитных функций, что недопустимо для ГТМ дамба;

3. Ближайшие водные объекты, реки Луза и Лопью расположены на севере и западе от поселка сельского типа Усть-Лопью, в то время как рассматриваемый объект (бывшая железнодорожная насыпь) располагается на южной части поселка.

С учетом вышеизложенного, специалисты пришли к выводу, что указанная насыпь не может быть отнесены к ГТС дамба.

Между тем, учитывая, что предметом заявленного Сыктывкарским природоохранным прокурором иска являются требование о постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных недвижимых вещей объекта «дамбы (бывшей насыпи узкоколейной дороги»), судом не может быть принят во внимание аналитический отчет, в котором сделан вывод о том, что насыпь не может быть отнесена к ГТС дамба.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

Так согласно п. 2 вышеуказанного Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Между тем, до начала судебного заседания по делу от представителя ответчика поступило заявление о признании административных исковых требований прокурора в полном объёме.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в настоящее время «дамба (бывшая насыпь узкоколейной дороги) на р. Луза» собственника не имеет, а, следовательно, является бесхозяйным объектом. При этом в настоящее время притязания третьих лиц на указанный объект недвижимости отсутствуют.

Длительное необращение администрации СП «Объячево» в уполномоченный орган с заявлением о принятии объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, суд считает требования прокурора законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 39, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

       Принять признание административного иска ответчиком.

       Административное исковое заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к администрации сельского поселения «Объячево» муниципального района «Прилузский» Республики Коми о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к постановке бесхозяйного имущества на учет - удовлетворить.

        Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Объячево» муниципального района «Прилузский» Республики Коми, выразившееся в ненаправлении в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей объекта «дамба (бывшая насыпь узкоколейной дороги) на р. Луза».

Обязать администрацию сельского поселения «Объячево» муниципального района «Прилузский» Республики Коми в срок до 30 мая 2023 года направить в уполномоченный орган в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей объекта «дамба (бывшая насыпь узкоколейной дороги) на р. Луза», расположенного в п. Усть-Лопью Прилузского района Республики Коми.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

    Председательствующий

2а-249/2022 ~ М-263/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация сельского поселения "Объячево"
Другие
Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора)
АМР "Прилузский"
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Морокова О.В.
Дело на сайте суда
priluz--komi.sudrf.ru
10.06.2022Регистрация административного искового заявления
10.06.2022Передача материалов судье
10.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
16.08.2022Судебное заседание
02.12.2022Производство по делу возобновлено
05.12.2022Судебное заседание
05.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2023Дело оформлено
30.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее