Дело № 2а-1061/2024
УИД 35RS0010-01-2023-014012-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 18 января 2024 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Улитиной О.А.,
при секретаре Бароновой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента строительства Вологодской области к СОСП по Вологодской области ГМУ Федеральной службы судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Вологодской области, судебному приставу-исполнителю СОСП по Вологодской области ГМУ Федеральной службы судебных приставов Моховой А. Л. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
решением Вологодского городского суда Вологодской области от 28.03.2018 на Департамент строительства Вологодской области возложена обязанность предоставить ФИО1 на территории г. Череповца Вологодской области благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения.
04.09.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Вологодской области возбуждено исполнительное производство № установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней с момента получения постановления.
07.02.2020 на основании постановления № начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Вологодской области Пушкиной Е.В. Департамент строительства призван виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа – 50 000 руб.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 06.05.2020, решением Вологодского областного суда от 29.06.2020 постановление от 07.02.2020 оставлено без изменения.
29.10.2020 в соответствии с платежным поручением № Департамент строительства Вологодской области оплатил штраф по постановлению № в сумме 50 000 руб.
03.11.2020 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Вологодской области Моховой А.Л. № с Департамента строительства Вологодской области взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 руб. за неисполнение требований по делу № в срок, установленный для добровольного исполнения.
Департамент обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, ссылаясь на то, что Департамент не уклоняется от добровольной оплаты штрафа, однако в связи с недостаточностью бюджетного финансирования, с учетом того, что он финансируется из областного бюджета, постановление не могло быть исполнено в установленные сроки. А также указали, что обязанность исполнения постановления по делу об административном правонарушении наступает после его вступления в законную силу – 29.06.2020, а срок уплаты истекал 29.08.2020. Дополнительно отметил, что постановление о взыскании исполнительского сбора Департаментом получено 09.11.2020, а административный штраф по постановлению уплачен 30.10.2020. Отметив, что Департамент не уклоняется от уплаты штрафы, при этом сумма исполнительского сбора для него является обременительной, а также учитывая, что штраф оплачен, вина за неисполнение данного обязательства отсутствует и имеется недостаточное финансирование. Просил суд освободить Департамент строительства Вологодской области от взыскания исполнительского сбора.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, исследовав материалы дела приходит к следующему:
Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 названного Федерального закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи (часть 5 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.
В Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 года N 0001/16, содержится указание о том, что в силу требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).
В то же время, руководствуясь положениями части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, которой установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
А также пунктами 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания. При применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если должник принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Оснований для освобождения от оплаты исполнительского сбора суд не нашел, поскольку административный штраф в сумме 50 000 руб. оплачен с нарушением срока.
Таким образом, учитывая, что на настоящий момент требования постановления 11/20/35021-АП исполнены, суд считает возможным уменьшить размер исполнительного документа на ?, то есть до 7 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Департаменту строительства Вологодской области в удовлетворении административных исковых требований к Департамента строительства Вологодской области к СОСП по Вологодской области ГМУ Федеральной службы судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Вологодской области, судебному приставу-исполнителю СОСП по Вологодской области ГМУ Федеральной службы судебных приставов Моховой А. Л. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного на Департамент строительства Вологодской области по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Вологодской области Моховой А. Л. № от 03.11.2020 года с 10 000 рублей до 7 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Улитина
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2024.