Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4009/2023 ~ М-1654/2023 от 21.03.2023

УИД 65RS0001-01-2023-002366-68

Дело 2а-4009/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    25 апреля 2023 года    г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Князевой Д.А.,

при помощнике судьи – Халиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Южно – Сахалинска о возложении обязанности обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – участка теплотрассы, расположенного на территории ГО «Город Южно – Сахалинск»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Южно-Сахалинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Южно-Сахалинский городской суд с данным административным исковым заявлением, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства о распоряжении муниципальной собственностью, было выявлено, что в реестр бесхозяйного имущества, находящегося на территории городского округа «город Южно-Сахалинск», включены различные объекты недвижимости, в том числе, участок теплотрассы от точки врезки в тепловой камере <данные изъяты>, местоположение: ул. Емельянова, 21А, признанный таковым, на основании распоряжения № 461-р от 24 января 2018 года.

Вместе с тем, до настоящего времени в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах в отношении данного объекта отсутствуют. Непринятие мер по постановке на государственный кадастровый учет указанного объекта в качестве бесхозяйного, нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровью такого круга лиц, имуществу которых может быть причинен вред в результате аварийных ситуаций в процессе эксплуатации такого объекта.

В связи с этим, прокурор г. Южно – Сахалинска в своем иске просит суд:

возложить обязанность на Администрацию города Южно-Сахалинска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – участка теплотрассы от точки врезки в тепловой камере <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, признанного бесхозяйным на основании распоряжения от 24 января 2018 года.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель Администрации г. Южно – Сахалинска в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований прокурора возражала, указала, что в настоящее время органом местного самоуправления в плановом порядке проводиться работа по постановке спорного объекта на государственный кадастровый учет. Для этих целей административным ответчиком в марте текущего года заключен муниципальный контракт на проведение кадастровых работ по подготовке технических планов бесхозяйных объектов. Задержка осуществления кадастрового учета связана с особенностями бюджетного процесса по выделению денежных средств, необходимых для подготовки документов в регистрирующий орган.

Представители заинтересованных лиц: ООО «РВК-Сахалин», АО «Сахалинская коммунальная компания» в судебное заседание явились, возражений по существу требований прокурора не имеют.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) определено, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся: организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов организуют и проводят мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении (пункт 8.2 части 1 статьи 17 Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

В свою очередь, пункт 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на уровне местного самоуправления должны включаться мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Из содержания пункта 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 г. № 931 (далее - Порядок), следует, что на учет бесхозяйных недвижимых вещей принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые, собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях муниципальных образований (пункт 5 Порядка).

Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области находится объект недвижимого имущества - участок теплотрассы от точки врезки в тепловой камере <данные изъяты>, местоположение: <адрес>

Данное имущество признано бесхозяйным имуществом на основании распоряжения Администрации города Южно-Сахалинска от 24 января 2018 года

Данным же распоряжением предписано поставить спорный объект на государственный учет (пункт 1.2).

Вместе с тем, как установлено в ходе проведения прокурорской проверки, распоряжение органа местного самоуправления в указанной части до настоящего времени не исполнено. Доказательств обратному суду не представлено, данный факт стороной ответчика не оспаривается.

16 марта 2023 года Администрацией г. Южно – Сахалинска заключен муниципальный контракт на проведение кадастровых работ по подготовке технических планов бесхозяйных объектов, находящихся на территории ГО «Город Южно – Сахалинск» для последующей постановки на государственный кадастровый учет.

В список объектов, подлежащих обеспечению техническими планами, включен и спорный объект. Срок выполнения работ – по 01 августа 2023 года.

Подпунктом «г» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с абзацем 1 статьи 7 указанного Федерального закона, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта - по истечении трех месяцев со дня постановки на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Следовательно, в силу положений действующего законодательства Администрация города Южно-Сахалинска, как орган местного самоуправления, на котором лежит обязанность по организации надлежащего теплоснабжения населения в границах муниципального округа и по принятию мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обязана выявлять бесхозяйные линейные объекты электроснабжения и принимать их на соответствующий учет, осуществляя последующую регистрацию.

При таких данных, суд признает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Южно – Сахалинска о возложении обязанности обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – участка сети теплотрассы, расположенного на территории ГО «Город Южно – Сахалинск» - удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию города Южно-Сахалинска в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участок теплотрассы от точки врезки в тепловой камере <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, признанный бесхозяйным имуществом распоряжением от 24 января 2018 года

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий судья    Д.А. Князева

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

    Председательствующий судья    Д.А. Князева

2а-4009/2023 ~ М-1654/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Южно-Сахалинска в интересах
Ответчики
Администрация города Южно-Сахалинска
Другие
ООО "РВК-Сахалин"
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Князева (Шашкова) Дарья Андреевна
Дело на сайте суда
u-sahalinsky--sah.sudrf.ru
21.03.2023Регистрация административного искового заявления
22.03.2023Передача материалов судье
24.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее