Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2119/2024 ~ М-1244/2024 от 24.05.2024

Дело № 2а-2119/2023

УИД: 62RS0002-01-2024-002095-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2024 года                                                                                             г. Рязань

Московский районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Сёминой Е.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Московского района г.Рязани Ханахмедовой К.А.,

представителя административного ответчика Администрации г.Рязани Черноусовой И.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре судебного заседания Судиловской Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Московского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рязани об обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Московского района г.Рязани обратился в суд с административным исковым заявлением интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рязани об обязании произвести действия, свои требования мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами требований законодательства при выполнении мероприятий по организации благоустройства территории, обеспечения доступности для маломобильных групп населения и несовершеннолетних объектов социальной, инженерной и    транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

В ходе проверки с привлечением специалистов отдела Восточного МУГАДН ЦФО г. Рязань установлено: по пути следования регулярных маршрутов общественного транспорта г. Рязани между остановками <данные изъяты> расположены ГБУ РО «Городская детская поликлиника №3», ГБУ РО «ОДКБ им. Н.В. Дмитриевой». Вместе с тем, в радиусе более 800 м к учреждениям здравоохранения остановки не имеется. Остановка транспортных средств по маршруту регулярных перевозок вне оборудованной остановки возле медицинских организаций для высадки пассажиров может повлечь нарушение прав граждан, в том числе маломобильных групп населения и несовершеннолетних, послужить угрозой причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц в случае ДТП.

Ранее прокуратурой района в адрес главы администрации г. Рязани внесено представление об устранении нарушений законодательства о благоустройстве территории, транспортной доступности.

В прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ поступила информация о результатах рассмотрения представления, из которой следует, что устройство автобусных остановок - это комплекс работ, выполнить который возможно при капитальном ремонте автомобильной дороги. В связи с дефицитом средств городского бюджета на момент подписания ответа не представилось возможным разработать проектную документацию на капитальный ремонт (реконструкцию) автомобильной дороги по ул. Интернациональной.

В пределах обследуемой территории осуществляется строительство общеобразовательной школы на 1100 мест в микрорайоне <адрес>. В соответствии с постановлением Главархитектуры Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Рязанской области» пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. В связи с отсутствием остановки в дальнейшем будет нарушено право несовершеннолетних на доступность образования.

Паспортом национального проекта «Безопасные качественные дороги», утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации, повышение безопасности участников дорожного движения, удовлетворенность качеством транспортного обслуживания пассажирским транспортом общего пользования в городских агломерациях отнесены к одним из главных показателей национального проекта, на достижение которых он направлен.

Технические требования к автобусным остановкам установлены <данные изъяты> Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утв. распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

Отсутствие остановки может повлечь недоступность объектов социальной и транспортной инфраструктур, в том числе для инвалидов и несовершеннолетних, что ведет в свою очередь к нарушениям прав граждан на доступное получение медицинской помощи, доступность образования.

Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защитить права и интересы участников дорожного движения, которые находятся и могут находиться на территории г.Рязани, в том числе права несовершеннолетних, а также лиц с ограниченными возможностями. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться впоследствии, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в судебном решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 124, 125 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать администрацию г. Рязани установить остановки общественного транспорта по <адрес> в районе дома <адрес> в соответствии с требованиями «ОСТ 218.1.002-2003. Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» по двум сторонам дороги; внести изменения в реестр маршрутов регулярных перевозок муниципального образования - г. Рязань <данные изъяты> в соответствии со ст. 187 КАС РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

Представитель административного истца помощник прокурора Московского района г.Рязани Ханахмедова К.А. в судебном заседании поддержала заявленные административные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации г.Рязани Черноусова И.А. в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме, просила установить срок для совершения действий до ДД.ММ.ГГГГ

Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона №2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В силу ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст.ст.45, 46 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В свою очередь, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которого было подано соответствующее административное исковое заявление, восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196)., задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Под термином «дорожная деятельность» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под «содержанием автомобильной дороги» -комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под «элементами обустройства автомобильных дорог» - в том числе, остановочные пункты, пешеходные дорожки, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196 к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее -Федеральный закон № 131) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами требований законодательства при выполнении мероприятий по организации благоустройства территории, обеспечения доступности для маломобильных групп населения и несовершеннолетних объектов социальной, инженерной и    транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

В ходе проверки с привлечением специалистов отдела Восточного МУГАДН ЦФО г. Рязань установлено: по пути следования регулярных маршрутов общественного транспорта г. Рязани между остановками <данные изъяты> расположены ГБУ РО «Городская детская поликлиника №3», ГБУ РО «ОДКБ им. Н.В. Дмитриевой». Вместе с тем, в радиусе более 800 м к учреждениям здравоохранения остановки не имеется. Остановка транспортных средств по маршруту регулярных перевозок вне оборудованной остановки возле медицинских организаций для высадки пассажиров может повлечь нарушение прав граждан, в том числе маломобильных групп населения и несовершеннолетних, послужить угрозой причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц в случае ДТП.

Ранее прокуратурой района в адрес главы администрации г. Рязани внесено представление об устранении нарушений законодательства о благоустройстве территории, транспортной доступности.

В прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ поступила информация о результатах рассмотрения представления, из которой следует, что устройство автобусных остановок - это комплекс работ, выполнить который возможно при капитальном ремонте автомобильной дороги. В связи с дефицитом средств городского бюджета на момент подписания ответа не представилось возможным разработать проектную документацию на капитальный ремонт (реконструкцию) автомобильной дороги по <данные изъяты>.

В пределах обследуемой территории осуществляется строительство общеобразовательной школы на 1100 мест в микрорайоне <данные изъяты> В соответствии с постановлением Главархитектуры Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Рязанской области» пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. В связи с отсутствием остановки в дальнейшем будет нарушено право несовершеннолетних на доступность образования.

Паспортом национального проекта «Безопасные качественные дороги», утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации, повышение безопасности участников дорожного движения, удовлетворенность качеством транспортного обслуживания пассажирским транспортом общего пользования в городских агломерациях отнесены к одним из главных показателей национального проекта, на достижение которых он направлен.

Технические требования к автобусным остановкам установлены «ОСТ 218.1.002-2003. Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утв. распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

Отсутствие остановки может повлечь недоступность объектов социальной и транспортной инфраструктур, в том числе для инвалидов и несовершеннолетних, что ведет в свою очередь к нарушениям прав граждан на доступное получение медицинской помощи, доступность образования.

Пунктами 5,7 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования -городской округ город Рязань организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.

Целями Правил благоустройства территории муниципального образования территории муниципального образования - город Рязань, утвержденных решением Рязанской городской Думы от 28.03.2019 №90-111 (далее - Правила благоустройства), является благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города Рязани.

Согласно пункту 9.2 Правил благоустройства, при создании и благоустройстве пешеходных коммуникаций необходимо обеспечивать: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая маломобильные группы населения, высокий уровень благоустройства и озеленения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях    прав ребенка в Российской    Федерации»    (далее - Федеральный закон № 124) целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии со ст. 12 данного Федерального закона, в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры: по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления.

Как следует из материалов дела, административный ответчик обязанности по осуществлению дорожной деятельности в виде обустройства остановки общественного транспорта по <данные изъяты> в соответствии с требованиями «ОСТ 218.1.002-2003. Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» по двум сторонам дороги и внесении изменения в реестр маршрутов регулярных перевозок муниципального образования - <данные изъяты> исполняет, чем нарушаются права и интересы участников дорожного движения, а также создает реальную угрозу жизни и здоровью пешеходов, водителей и других участников дорожного движения, круг которых определить невозможно.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Московского района г. Рязани в полном объеме.

Что касается срока исполнения указанных действия, суд полагает, с учетом мнения административного истца и административного ответчика, срок устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и обеспечивающим возможность исполнения возложенной судом обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Московского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рязани об обязании произвести действия, - удовлетворить.

Обязать администрацию г. Рязани в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить остановки общественного транспорта по <данные изъяты> в соответствии с требованиями «ОСТ 218.1.002-2003. Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» по двум сторонам дороги, внести изменения в реестр маршрутов регулярных перевозок муниципального образования - <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Московский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 10 июля 2024 года.

Судья                     подпись            Е.В.Сёмина

Копия верна. Судья                            Е.В.Сёмина

2а-2119/2024 ~ М-1244/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Московского района г.Рязани
Ответчики
Администрация г.Рязани
Суд
Московский районный суд г. Рязани
Судья
Семина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
moskovsky--riz.sudrf.ru
24.05.2024Регистрация административного искового заявления
24.05.2024Передача материалов судье
28.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
06.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее