Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-92/2022 ~ М-82/2022 от 27.04.2022

дело № 2а-92/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Армизонское Тюменской области         23 мая 2022 г.

                                    

Армизонский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Федоренко Е.А.,

при помощнике судьи Азнабаевой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «ОТП Банк» к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> ФИО1, ОСП по <адрес>, УФССП России по <адрес> о признании незаконным бездействий судебного пристава-исполнителя,

У С Т А Н О В И Л:

АО «ОТП Банк» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> ФИО1, ОСП по <адрес> о признании незаконным бездействий судебного пристава-исполнителя.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец предъявил в ОСП по <адрес> исполнительный документ , выданный ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> ФИО4 о взыскании задолженности по кредитному договору с должника ФИО14 в пользу взыскателя АО «ОТП Банк». Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство , которое находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО1 Ссылаясь на положения ст.ст. 68,98 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях» указывает, что должник ФИО6 достиг пенсионного возраста, однако постановление об обращении взыскания на пенсию должника вынесено не было. Денежные средства на счет взыскателя не поступали. Ссылается на то, что меры принудительного характера, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, направленные на исполнение требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем длительное время не предпринимаются, требования исполнительного документа не исполняются, процессуальные документы, уведомления в адрес взыскателя не поступают, постановление в ГУ УПФР РФ об удержании из пенсии должника по настоящее время не направлено. Указанное бездействие свидетельствует о нарушении принципа своевременности, кроме того, с момента возбуждения исполнительного производства проверка имущественного положения по месту жительства/регистрации судебным приставом-исполнителем не осуществлялась, соответствующий акт совершения исполнительных действий взыскателю не направлялся. Также не направлены запросы в органы УФМС для уточнения места жительства должника и в органы ЗАГС. Постановление о временном ограничении права выезда должника за пределы РФ, в нарушении ест. 67 ФЗ «Об исполнительном производстве», не вынесено, должник не объявлен в розыск.

Таким образом, административный истец просит признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя – ФИО1, выразившиеся:

- в не проведении проверки бухгалтерии ГУ УПФР РФ по <адрес>, где должник ФИО7, получает доход в виде пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ;

- в невынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ;

в не перечислении денежных средств, удержанных из дохода должника-взыскателя, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ;

В ходе подготовки по делу, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Отдел судебных приставов по <адрес> (л.д. 25).

Представитель административного истца АО ОТП Банк» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 3 об.).

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 33).

Представитель административного ответчика ОСП по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.33).

Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие (л.д. 33).

Заинтересованное лицо ФИО8 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

На основании ч. 1 ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании исполнительной надписи нотариуса <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО9 в пользу АО «ОТП Банк» взыскана неуплаченная в срок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ задолженность, составляющая <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 5).

Согласно документам, представленным судебным приставом-исполнителем по запросу суда, следует, что ДД.ММ.ГГГГ АО «ОТП Банк» обратился в ОСП по <адрес> с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО10 (л.д. 36).

ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении должника ФИО11 о взыскании с него в пользу АО «ОТП Банк» задолженности в размере <данные изъяты>, что следует из сводки по исполнительному производству (л.д. 37).

Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Пункт 7 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа вправе совершать исполнительные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года ФЗ «О рынке ценных бумаг», и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Как установлено судом, в добровольном порядке решение суда должником ФИО12, не исполнено.

Согласно представленной административным ответчиком сводке по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем ОСП по <адрес> в целях исполнения требований исполнительного документа и выявления у должника имущества и денежных средств направлены запросы в адрес операторов связи, банков и иных кредитных организаций, органов ГИБДД, Управления Росреестра по <адрес>, налоговых органов, Пенсионного Фонда РФ (л.д. 37-39).

Исполнительное производство находится в производстве судебного пристава-исполнителя ФИО1

Согласно справке по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совершен ряд исполнительных действий, в том числе, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) (л.д. 37-39, 40).

Во исполнение судебного акта судебным приставом-исполнителем был направлен ряд запросов с целью установления имущества должника, сведений о получении заработной платы, денежных средств, находящихся у должника в банках или кредитных организациях, наличия транспортных средств, зарегистрированных на имя должника.

Разрешая требование административного истца о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя – ФИО1, выразившегося в невынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.

Так, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 67 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником - гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет <данные изъяты>

Пунктами 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» согласно ст. 67 Закона об исполнительном производстве временное ограничение на выезд из Российской Федерации может устанавливаться в отношении граждан, которые являются должниками в исполнительном производстве.

При этом суд отмечает, что ограничение права на выезд за пределы государства является серьезной мерой ограничения конституционных прав гражданина Российской Федерации, основанием для применения которого является уклонение гражданина от исполнения обязательств, наложенных на него судом или иным полномочным государственным органом.

Являясь мерой воздействия на должника, уклоняющегося от исполнения обязательств, ограничение выезда с территории Российской Федерации может быть применено к должнику только в том случае, если это уклонение носит виновный, противоправный характер. При этом должна учитываться соразмерность применяемой меры последствиям неисполненного обязательства, должны быть представлены доказательства, подтверждающие факт явного уклонения должника от возложенных на него обязательств.

Исходя из буквального толкования нормативных положений ст. 67 ФЗ «Об исполнительном производстве», вынесение постановления об ограничении на выезд должника из Российской Федерации является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в ходе исполнительного производства.

При таких обстоятельствах, довод административного истца о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя, выразившемся в невынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельным.

В связи с чем, требование административного истца о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя в части невынесения постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы Российской Федерации не подлежит удовлетворению.

При разрешении требований о признании незаконным бездействий судебного пристава-исполнителя, выразившихся: в не проведении проверки бухгалтерии ГУ УПФР РФ по <адрес>, где должник ФИО13, получает доход в виде пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ и в не перечислении денежных средств, удержанных из дохода должника-взыскателя, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что судебным приставом-исполнителем в рамках данного исполнительного производства был совершён ряд действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа: направлены запросы о предоставлении информации в Росреестр, в банки, в Пенсионный Фонд России, операторам связи, в ГИБДД МВД России, в ЗАГС, в ФНС, в Центр занятости населения, ограничен выезд должника из Российской Федерации. Данные обстоятельства отражены в сводке по исполнительному производству ОСП по <адрес>.

Таким образом, оценивая действия судебного пристава-исполнителя в рамках возбужденного исполнительного производства, суд не усматривает бездействий, как на то ссылается в иске представитель АО «ОТП Банк», напротив, с момента возбуждения исполнительного производства в отношении должника судебным приставом-исполнителем принимались меры, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем, учитывая разъяснения, указанные в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», согласно которым неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны административных ответчиков в рамках данного исполнительного производства незаконного бездействия.

Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом, суд первой инстанции отмечает, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Между тем, таких обстоятельств судом не установлено, напротив, из сводки по исполнительному производству усматривается, что в результате полученных ответов на запросы, судебный пристав-исполнитель, ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию), тем самым совершил действия, направленные на принудительное исполнение взыскания задолженности.

Кроме того, суд отмечает, что в силу положений ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.

Учитывая данные положения и обстоятельства, установленные в ходе судебного заседания, в удовлетворении административного иска АО «ОТП Банк» к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> ФИО1, ОСП по <адрес>, УФССП России по <адрес> о признании незаконным бездействий судебного пристава-исполнителя, надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 218, 219, 221, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> ░░░1, ░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                ░░░░░░░░░ ░.░.

2а-92/2022 ~ М-82/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ОТП Банк
Ответчики
Управление ФССП по Тюменской области
ОСП исполнеитель Никитина Н.В.
ОСП по Бердюжскому и Армизонскому районам Тюменской области
Другие
Керимов Махмуд Юсиф-Оглы
Суд
Армизонский районный суд Тюменской области
Судья
Мамаева Екатерина Андреевна
Дело на сайте суда
armizonsky--tum.sudrf.ru
27.04.2022Регистрация административного искового заявления
27.04.2022Передача материалов судье
27.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2022Подготовка дела (собеседование)
16.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2022Судебное заседание
01.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2022Дело оформлено
23.05.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее