Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-184/2024 ~ М-148/2024 от 07.06.2024

Дело №2а-184/2024

УИД: <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2024 г. село Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи – Лиджиева М.А.,

при секретаре – Карагодиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на создание на территории Эсто-Алтайского СМО РК маневренного жилищного фонда, незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту администрации Эсто-Алтайского СМО РК) мотивируя следующим прокуратурой Яшалтинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства регулирующего жилищные права граждан, по итогам проведения которой установлено, что на территории Эсто-Алтайского сельского муниципального образования органами местного самоуправления не создан специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории населенного пункта. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Эсто-Алтайского СМО РК прокурором района внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Из ответа администрации следует, что в целях устранения выявленных нарушений органом местного самоуправления принято постановление от 09.04.2024 №6 «Об утверждении Положения о порядке формирования и использования жилых помещений маневренного фонда Эсто-Алтайского СМО РК. Между тем, каких-либо сведений о наличии жилых помещений относящихся к маневренному жилищному фонду прокурору не представлено. В вою очередь, отсутствие маневренного жилищного фонда на территории поселения создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории Эсто-Алтайского СМО РК и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории Эсто-Алтайского СМО РК маневренного жилищного фонда, и обязать администрацию Эсто-Алтайского СМО РК в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по созданию на территории Эсто-Алтайского сельского муниципального образования маневренного жилищного фонда в количестве не менее 1 жилого помещения.

В судебном заседании прокурор Бухтинов Э.А. административные исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Глава Администрации Эсто-Алтайского СМО РК Манжиков А.К. просил рассмотреть дело без его участия, возражений относительно заявленных исковых требований прокурора не представил.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями статьи 40 Конституции РФ гарантировано право каждого на жилище.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из указанного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ).

На основании части 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Положениями статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены: учет муниципального жилищного фонда, осуществление контроля за его использованием и сохранностью, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Жилые помещения маневренного жилищного фонда в силу положений пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).

Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ), он устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Исходя из положений части 3 статьи 14 названного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Положениями части 1 статьи 3 Закон Республики Калмыкия от 23.11.2011 № 308-IV-З «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Калмыкия» установлено, что местное самоуправление на всей территории Республики Калмыкия осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий Республики Калмыкия, переданных органам местного самоуправления законами Республики Калмыкия (часть 1 статьи 8 названного Закона Республики Калмыкия).

Пунктами 14, 23 статьи 7 Устава Эсто-Алтайского СМО Республики Калмыкия в новой редакции, утвержденного решением Собрания депутатов Соленовского СМО Республики Калмыкия от 28.04.2017 № 2 установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством и иные вопросы местного значения, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из совокупности толкования приведенных выше положений закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда и порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления применительно к рассматриваемому административному спору к компетенции администрации Эсто-Алтайского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Эсто-Алтайского СМО РК отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений в адрес главы Администрации Эсто-Алтайского СМО РК внесено представление.

Согласно представленному ответу от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Администрацией Эсто-Алтайского СМО РК вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ №6 «Об утверждении Положения о порядке формирования и использования жилых помещений маневренного фонда Эсто-Алтайского СМО РК» (далее по тексту Положение). При этом, каких-либо сведений о наличии маневренного жилищного фонда представлено не было, что явилось основаниям для обращения прокурора с указанным иском.

На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В силу статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (часть 1).

Исходя из положений статьи 95 ЖК РФ, назначение маневренного жилищного фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе, непредвиденного, чрезвычайного характера, оперативно предоставить для временного проживания соответствующей категории граждан пригодное жилое помещение.

Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации).

При этом, создание маневренного фонда прямо предусмотрено законом и не зависит от наличия текущей нуждаемости, необходимости и целесообразности, а также наличия финансирования на приобретение объектов недвижимости для включения в маневренный фонд.

Согласно пункту 1.4 Положения маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания граждан. Жилые помещения маневренного фонда должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, быть благоустроенными применительно к условиям сельского поселения.

В ходе рассмотрения административного дела доказательств устранения со стороны административного ответчика указанных в административном исковом заявлении нарушений, суду не представлено.

При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории поселения создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ, они остаются без жилья.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что административным ответчиком не осуществлен полный комплекс мер, направленных на создание маневренного жилищного фонда, вследствие чего ответчиком не в полном объеме соблюдаются требования законодательства жилищного законодательства прямо предусматривающего создание маневренного жилищного фонда.

Учитывая, что Администрацией Эсто-Алтайского СМО РК допускается незаконное бездействие по исполнению требований жилищного законодательства, а создание достаточного маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Эсто-Алтайского СМО РК является обязанностью исполнительного органа местного самоуправления, исполнение которой направлено на предотвращение нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения, а также то, что в настоящий момент не устранены выявленные нарушения действующего законодательства, не представлено доказательств, опровергающих доводы прокурора, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В силу положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Определяя срок, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время административным ответчиком действий, находит обоснованным срок, указанный административным истцом – 1 год 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором административные исковые требования являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

2а-184/2024 ~ М-148/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Яшалтинского района РК
Ответчики
Администрация Эсто-Алтайского СМО РК
Суд
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Лиджиев Михаил Алексеевич
Дело на сайте суда
yashaltinsky--kalm.sudrf.ru
07.06.2024Регистрация административного искового заявления
07.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее