Административное дело № 2а -69/2024
УИД 65RS0015-01-2023-000745-18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2024 года
Тымовский районный суд Сахалинской области
в составе:
председательствующего Заборской А.Г.,
при секретаре судебного заседания Сивковой О.А.,
с участием:
помощника прокурора Тымовского района Зотова Д.В.,
административного ответчика Демчука Ю.В.,
специалиста Воробьева Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тымовского района в интересах неопределенного круга лиц к Демчуку Юрию Васильевичу о прекращении права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тымовского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Демчуку Ю.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, в обоснование которого указано, что ответчик имеет водительское удостоверение № <данные изъяты>. В ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что Демчук Ю.В. с 2022 года состоит на учете у врача - психиатра с заболеванием, препятствующим ему управлять транспортными средствами.
Поскольку незаконное владение административным ответчиком правом на управление транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения, прокурор, ссылаясь на статью 28 Федерального закона от 10 февраля 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», просит прекратить действие специального права – права на управление транспортными средствами, принадлежащее ответчику.
Определением суда от 25 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОМВД России по Тымовскому городскому округу, УМВД России по Сахалинской области.
В судебном заседании прокурор по делу Зотов Д.В. поддержал административное исковое заявление по основаниям, в нем изложенным.
Административный ответчик Демчук Ю.В. в судебном заседании административные требования прокурора признал, представив суду соответствующее заявление, согласно которому последствия признания иска, предусмотренные частью 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ему разъяснены и понятны.
Заинтересованные лица ОМВД России по Тымовскому городскому округу, ОГИБДД ОМВД России по Тымовскому городскому округу, УМВД России по Сахалинской области, ГБУЗ «Сахалинская межрайонная больница № 1» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела по существу.
Выслушав мнение прокурора, административного ответчика, опросив специалиста Воробьева Ю.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
Статьей 24 названного Закона определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (статья 23).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Исходя из положений пунктов 1, 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, который перечисляет психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), являющиеся препятствием для управления транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 1 названного Перечня к противопоказаниям к управлению транспортными средствами относятся психические расстройства и расстройства поведения: органические, включая симптоматические, психические расстройства, что соответствует группе кодов F00-F09.
В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение (часть 1).
Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона (часть 2).
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (часть 3).
В соответствии со статьей 27 указанного Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (часть 1).
Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (часть 2).
Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом 4 настоящего Закона (часть 3).
Исходя из содержания вышеуказанных норм Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» комиссионное решение об установлении диспансерного наблюдения за лицами, страдающими психическими (наркологическими) расстройствами принимается только в случаях установления такого наблюдения без согласия лица при диагностировании хронических, затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Если же диспансерное наблюдение устанавливается в иных случаях и при наличии добровольного информированного согласия лица, комиссионное решение обязательным не является.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина такого психического расстройства и расстройства поведения, как органические, включая симптоматические, психические расстройства является противопоказанием для управления транспортными средствами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 ноября 2018 года Демчуку Ю.В., <данные изъяты>, выдано водительское удостоверение серии <данные изъяты> на право управления транспортными средствами категории «А,А1,В,В1,М», сроком действия до 27 ноября 2028 года.
Согласно информации ГБУЗ «Сахалинская межрайонная больница № 1», пояснениям специалиста Воробьева Ю.И. в судебном заседании, Демчук Ю.В. наблюдается врачом - психиатром ГБУЗ «СМРБ № 1» с диагнозом <данные изъяты>
Согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ «СМРБ № 1», оформленному протоколом от 13 ноября 2023 года № 5512, у Демчука Юрия Васильевича выявлены медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
Указанный диагноз входит в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».
Наличие у гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Закона о безопасности дорожного движения и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Демчук Ю.В. в судебном заседании административный иск признал, заявление административного ответчика в письменной форме приобщено к материалам дела, процессуальные последствия признания иска ему разъяснены и понятны; признание административного иска ответчиком совершено в соответствии с принципом диспозитивности прав сторон в ходе судебного разбирательства, закону не противоречит, права и законные интересы заинтересованных лиц не нарушает.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
При установленных по делу фактических обстоятельствах, а также принимая во внимание признание иска административным ответчиком, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора Тымовского района подлежит удовлетворению, а действие права на управление транспортными средствами, принадлежащее Демчуку Ю.В., - прекращению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Налогового кодекса Российской Федерации, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку при обращении с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц прокурор Тымовского района в силу положений пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Тымовского района удовлетворить.
Прекратить действие специального права – права управления транспортными средствами Демчука Юрия Васильевича, <данные изъяты>, на основании водительского удостоверения серии <данные изъяты>
Взыскать с Демчука Юрия Васильевича в пользу бюджета муниципального образования «Тымовский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Тымовский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 30 января 2024 года.
Судья А.Г. Заборская