Дело № 2а-159/2023 (2а-1622/2022) мотивированное решение
УИД 51RS0009-01-2022-002315-34 изготовлено 10.02.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2023 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Шевердовой Н.А.
при секретаре Жигаловой Д.А.,
с участием:
представителя административных ответчиков Трушниной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда с административное дело по административному иску Мельникова С.А. к МО МВД России «Кандалакшский», Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области и Министерству внутренних дел Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания,
установил:
Мельников С.А. обратился в суд с иском к МО МВД России «Кандалакшский» о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в и золяторе внутреннего содержания, мотивируя свои требования следующим. <дата> он был арестован сотрудниками МО МВД России «Кандалакшский» и помещен в камеру ИВС. Является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. В камере ИВС для него, как для инвалида <данные изъяты> группы, отсутствовала возможность нормального посещения сан.узла, т.к. отсутствует унитаз. Отсутствовала горячая вода. Был душ, но бойлера хватает только на то, чтобы вымыть посуду после приема пищи. Как инвалиду, ему положено дополнительное питание, которого не получал. <дата> был перевезен в СИЗО-2 г. Апатиты, но периодически по <данные изъяты> доставлялся в ИВС. Поездка на ИВС и обратно доставляла ему физическую боль, т.к. у него поврежден позвоночник. Все следственные действия в Кандалакше длились не более <данные изъяты>, но содержали в ИВС по <данные изъяты> суток. Данные действия, связанные с нарушением его прав на протяжении длительного времени вызывали у него физические, нравственные и моральные страдания, в связи с чем у него обострилось состояние его здоровья, он направил документы на переосвидетельствование по смене группы инвалидности на <данные изъяты> группу. На основании изложенного просит взыскать в его пользу компенсацию в размере <данные изъяты> руб.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Мельников С.А. участия в судебном заседании не принимал, просил провести его в свое отсутствие, учесть доводы, высказанные в судебном заседании <дата>. В судебном заседании, состоявшемся <дата>, Мельников С.А. принимал участие посредством видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-16, настаивал на удовлетворении заявленных требований по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что в камере оборудован туалет, который находится в полуметре от земли, унитаза нет, в связи с чем он испытывал трудности в его использовании, так как у него больные ноги, ему было тяжело залезть на него, присесть на корточки, слезть, в связи с чем был вынужден просить лиц, находящихся в камере, ему помочь. При этом в санузле отсутствуют какие-либо перегородки, нет заграждений. Отметил, что в ИВС установлен бойлер, но работники его включают только тогда, когда захотят, объем бойлера маленький – <данные изъяты> литров, из <данные изъяты> человек может помыться только один, в раковине также почти никогда не горячей воды. Ему, как инвалиду, положена помывка каждый день, но он не мог попасть в душ, так как в ИВС постоянно нет горячей воды. Указал на не предоставление ему во время нахождения в ИВС дополнительного и диетического питания, о чем он сообщал работникам при каждом обходе, но получал отказ. Пояснил, что его перевозка из СИЗО-2 г. Апатиты в ИВС и обратно осуществлялась автомобилем, в котором деревянные лавки, у него больной позвоночник, поэтому после каждой поездки вызывал скорую помощь, так как чувствовал сильные боли.
Представитель МО МВД России «Кандалакшский», Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее - УМВД по Мурманской области) и Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) Трушнина О.В. принимала участие в судебном заседании, просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, указанным в письменных возражениях МО МВД России «Кандалакшский», УМВД России по Мурманской области, приобщенных к материалам дела, в которых отмечено, что доказательств ненадлежащих условий содержания в ИВС истцом не представлено, его доводы являются надуманными и ничем не подтверждёнными, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены. Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. Материалами дела не подтверждаются противоправные действия должностных лиц государственного органа и вред, на который ссылается административный истец. ИВС МО МВД России «Кандалакшский» обеспечен централизованным холодным и горячим водоснабжением, отоплением, канализацией. Камеры для лиц, содержащихся в ИВС, находятся в надлежащем состоянии, вентиляция находится в исправном состоянии, во всех камерах установлены батареи отопления. Камеры оборудованы санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, что соответствует СП 12-95 МВД России от <дата>, оснащение камер изолятора чашами «Генуя» не запрещено нормами действующего санитарного законодательства, наличие в камерах отдельных туалетных комнат не предусмотрено нормативными документами. Организация питания лиц. содержащихся в ИВС, осуществляется в соответствии с заключенным в МО МВД России «Кандалакшский» государственным контрактом, задержанные обеспечиваются трехразовым горячим питанием с учетом нормы питания, установленной постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>, каких-либо исключений в части дополнительного питания для лиц с группой инвалидности нормативно-правовыми актами не предусмотрено. В соответствии с Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от <дата> <номер> ДСП, подозреваемые и обвиняемые с группой инвалидности конвоируются на общих основаниях.
В судебном заседании Трушнина О.В. дополнительно пояснила, что в ИВС отсутствовали сведения о наличии у Мельникова С.А. статуса инвалида <данные изъяты> группы, он об этом сотрудникам также не сообщал. Отметила, что в ИВС постоянно имеется горячее водоснабжение, установлен бойлер на <данные изъяты> литров, в каждой камере есть раковина. Бойлер функционирует, находится в исправном состоянии. Если происходит поломка, то она сразу устраняется. Никаких жалоб от Мельникова С.А., а также от других лиц, содержащихся в ИВС, по поводу отсутствия или недостатка горячей воды в спорный период не поступало. Отметила, что помимо ежедневных обходов помещения ИВС руководством отдела, также ежедневно осуществляется проверка прокуратурой города, два раза в месяц проверку ИВС осуществляет представитель УМВД России по Мурманской области, при этом каких-либо нарушений в части обеспечения горячей водой не выявлялось,
Отметила, что в <данные изъяты> году в помещениях ИВС произведен ремонт, и с <данные изъяты> года ИВС приведен полностью в соответствии с нормами и правилами. В каждой из камер ИВС установлены чаши Генуя, которые встроены не в сам пол, а на расстоянии полуметра от пола. При этом санузел расположен в углу камеры, огражден бетонными перегородками в соответствии со Сводом правил от <данные изъяты> года <номер>, которые являются элементами приватности.
Суд, заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, уголовного дела <номер>, полагает заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению.
В силу положений статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) и части 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В силу статьи 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту - Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу статьи 9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также подозреваемые и обвиняемые, переведённые из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населённых пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного производства но не более чем на срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 13 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счёт средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, закреплено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляет в том числе нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 1, подпункт 4 пункта 11).
Приказом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области от <дата> <номер> в соответствии с требованиями приказа МВД России от <дата> <номер> «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» утверждено Положение о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кандалакшский».
В силу пункта 2 Положения, МО МВД России «Кандалакшский» является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, на которое распространяется действие настоящего Положения.
Согласно подпункту 21 пункта 10, подпункта 4 пункта 11 Положения, МО МВД России «Кандалакшский» обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в целях реализации указанных полномочий осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, закрепленных за МО МВД России «Кандалакшский».
Положением об изоляторе временного содержания МО МВД России «Кандалакшский», являющимся приложением к приказу МО МВД России «Кандалакшский» от <дата> <номер>, установлено, что изолятор временного содержания Межмуниципального отдела МВД России «Кандалакшский» является местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в режиме изоляции и раздельного размещения, осуществление надзора за ними с целью исключения возможности скрыться от следствия и суда, сокрыть вещественные доказательства, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу или продолжать заниматься преступной деятельностью. К задачам ИВС относится, в том числе, обеспечение проведения процессуальных действий с участием подозреваемых и обвиняемых в ИВС, охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых при проведении с ними процессуальных действий за пределами ИВС.
При таких обстоятельствах, ИВС МО МВД России «Кандалакшский» является структурным подразделением МО МВД России «Кандалакшский», финансирование которого осуществляется за счёт средств федерального бюджета по смете МВД России, при этом УМВД России по Мурманской области, как территориальный орган МВД РФ, является получателем бюджетных средств от их главного распорядителя - МВД России.
Министерство внутренних дел РФ и МО МВД России «Кандалакшский», как территориальный орган внутренних дел, несут обязанность по организации и обеспечению, в том числе в части финансирования, надлежащих условий содержания лиц, находящихся под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых, в ИВС МО МВД России «Кандалакшский».
В силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1).
По смыслу п. 1 ст. 125 и ст. 1071 ГК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц МВД России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России как главный распорядитель бюджетных средств.
На основании положений ст. 17.1. Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ (введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ) подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В судебном заседании установлено, что Мельников С.А., <дата> г.р., был судим <данные изъяты> раз судим за совершение различных преступлений, в том числе <дата> СО МО МВД России «Кандалакшский» было возбуждено уголовное дело <номер>, Мельников С.А. арестован <дата>. Приговором Кандалакшского районного суда от <дата> по делу <номер> Мельников С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ с назначением наказания с применением <данные изъяты> УК РФ, в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима.
Согласно справке заведующей ЗП-2, Мельников С.А. состоит на диспансерном учете в Здравпункте № 2 филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России с <дата>, диагноз: <данные изъяты>. Инвалид <данные изъяты> группы бессрочно.
Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Мурманской области», Мельникову С.А. <дата> установлена инвалидность <данные изъяты> группы бессрочно по <данные изъяты> заболеванию.
Согласно материалам дела, Мельников С.А. находился в ИВС МО МВД России «Кандалакшский» в следующие периоды: с 10 час. 15 мин. <дата> до 10 час. 40 мин. <дата>, с 14 час.20 мин. <дата> до 14 час. 50 мин. <дата>, с 14 час.00 мин. <дата> до 12 час. 50 мин. <дата>, с 14 час.00 мин. <дата> до 13 час. 15 мин. <дата>, с 13 час. 40 мин. <дата> до 15 час. 20 мин. <дата>, с 15 час. 30 мин. <дата> до 15 час. 40 мин. <дата>, с 14 час. 50 мин. <дата> до 20 час. 45 мин. <дата>, с 13 час. 00 мин. <дата> до 16 час. 20 мин. <дата>, с 13 час. 30 мин. <дата> до 14 час. 20 мин. <дата>, с 13 час. 45 мин. <дата> до 10 час. 30 мин. <дата>, с 13 час. 45 мин. <дата> до 14 час. 35 мин. <дата>, с 13 час. 45 мин. <дата> до 09 час. 55 мин. <дата> и с 14 час. 00 мин. <дата> до 15 час. 45 мин. <дата>.
Истец в административном иске ссылается на ненадлежащие условия содержания: отсутствие нормального унитаза и элементов приватности сан.узла; не предоставление ему, как инвалиду <данные изъяты> группы, дополнительного и диетического питания; недостаток или полное отсутствие горячей воды, в связи с чем не имел возможность, как инвалид <данные изъяты> группы, принимать душ каждый день; а также на длительное нахождение в ИВС при том, что следственные действия длились короткое время, в то время как перевозка на автомобиле с деревянными скамьями для него очень болезненна в связи с повреждением позвоночника.
Права подозреваемых и обвиняемых закреплены в статье 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ. К ним относятся, в том числе, право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях (пункт 9).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
Положениями статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила), согласно пункту 2 которых в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 45 Правил камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п. 47).
Согласно пунктам 94, 95, 96 Правил при ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной и письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации, ведущийся в канцелярии территориальных органов МВД России или ИВС, и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные начальнику ИВС, после регистрации в журнале рассматриваются им в установленном порядке. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения (п. 96 Правил).
По информации начальника ИВС МО МВД России «Кандалакшский» от <дата>, сведения об инвалидности Мельникова С.А. в период его нахождения в ИВС отсутствовали. Правилами от 22.11.2005 № 950 разграничения содержания подозреваемых и обвиняемых с группой инвалидности отсутствуют, указанные лица содержатся в ИВС на общих основаниях. Согласно контракту от <дата> <номер> разграничений по обеспечению питания подозреваемых и обвиняемых с группой инвалидности не предусмотрено. Все камеры в ИВС оборудованы санузлом, горячим и холодным водоснабжением, централизованным отоплением. Этапирование подозреваемых и обвиняемых осуществляется специализированным транспортом «ГАЗель» и «КАМАЗ». В период нахождения Мельникова С.А. в ИВС жалоб на условия содержания, в том числе отсутствия горячей воды и предоставления дополнительного питания, не поступали.
Согласно информации прокурора г. Кандалакши от <дата> в период <данные изъяты> года обращения Мельникова С.А. по вопросу условий содержания в ИВС МО МВД России «Кандалакшский» в прокуратуру города не поступали.
Оценивая доводы административного истца о том, что в период нахождения ИВС он не был обеспечен повышенным питанием, как инвалид <данные изъяты> группы, суд принимает во внимание следующее.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 (ред. от 24.08.2020) «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» (далее - Постановление от 11.04.2005 № 205) утверждена норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время.
МО МВД России «Кандалакшский» <дата> заключен государственный контракт <номер> с индивидуальным предпринимателем ФИО1 на оказание услуг по организации мероприятий по питанию лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания Мо МВД России «Кандалакшский».
Согласно п.п. 1.1, 1.3, 2.2. государственного контракта по настоящему контракту исполнитель обязуется в установленный контрактом срок в соответствии с Техническим заданием (приложение <номер> к государственному контракту) ежедневно оказывать услуги по обеспечению трехразовым питанием лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, лиц, подвергнутых административном аресту содержащихся в ИВС МО МВД России «Кандалакшский», задержанных за совершение административных правонарушений, содержащихся в комнатах для задержанных дежурных частей более 3-х часов МО МВД России «Кандалакшский» в соответствии с техническим заданием (приложение <номер> к контракту), в дальнейшем именуемые «услуги», а заказчик обязуется принять их результат и оплатить. Организация питания осуществляется путем изготовления продуктов питания, готовых у потреблению и осуществляется исполнителем по заявкам заказчика. Срок оказания услуг – с <дата> по <дата>.
Пунктом 2.3. государственного контракта установлено, что услуги оказываются ежедневно, включая выходные и праздничные дни. Выдача готовых блюд осуществляется по следующему графику: завтрак – с 07 час. 30 мин. по 08 час. 30 мин., обед с 13 час. 00 мин. по 14 час.00 мин., ужин – с 18 час.00 мин. по 19 час.00 мин.
Пунктом 2.7. государственного контракта установлено, что услуги должны осуществляться в соответствии с Нормой питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов ФСБ в мирное время, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» (с изменениями и дополнениями от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>). Суд учитывает, что в указанное постановление были внесены изменения также <дата>, однако они касались только норм материально-бытового обеспечения, а не норм питания.
Техническим заданием предусмотрено, что услуги оказываются ежедневно, включая выходные и праздничные дни, выдача готовых блюд осуществляется по следующему графику: с 08.00 до 09.00 – завтрак – 2-ое блюдо, сахар, хлеб – 200 гр., чай; с 13.00 до 14.00 – обед – 1-е, 2-е блюда, хлеб 150 гр., чай или 3-е блюдо; с 18.00 до 19.00 - ужин – 2-е блюдо (овощное блюдо, рыба), хлеб 200 гр. При необходимости исполнитель осуществляет замену продуктов питания, указанных в норме, по норме замены продуктов в соответствии с приказом МВД РФ № 966 от 19.10.2012 (с учетом изменений, указанных в Приказе МВД России от <дата> <номер>) после согласования с заказчиком (п.п. 1.2.3, 1.2.4).
В разделе 2 технического задания «требования к услугам», указано, что услуги должны осуществляться в соответствии с нормами суточного довольствия для лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, находящихся в ИВС и лиц, задержанных для за совершение административных правонарушений, содержащихся в комнатах для задержанных дежурных частей более <данные изъяты>-х часов МО МВД России «Кандалакшский», установленными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205, и указаны эти нормы в разрезе мужчин и женщин, а также нормы замены одних продуктов питания другими.
Следующий государственный контракт на аналогичных условиях был заключен МО МВД России «Кандалакшский» <дата><номер> с ИП ФИО1 сроком действия с <дата> по <дата>.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205, пунктом 1.3 Приказа МВД России от 19.10.2012 № 966 (ред. от 24.08.2020) «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту» установлены «Повышенные нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений больных и лиц, являющихся инвалидами I и II групп, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, больных лиц, подвергнутых административному аресту».
Принимая во внимание, что административный истец в период пребывания в ИВС являлся инвалидом <данные изъяты> группы, суд приходит к выводу, что Мельников С.А. в спорный период относился к категории лиц, указанных в пункте 1.3 Приказа МВД России от 19 октября 2012 года № 966, следовательно, имел право на повышенную норму питания, составляющая часть которой отражена в Приложении № 3 к данному приказу.
Доказательств предоставления истцу данной нормы питания ответчик суду не представил, из представленных государственных контрактов следует, что нормы питания для всех лиц, находящихся в ИВС, определены только с учетом норм питания, утвержденных Постановлением от 11.04.2005 № 205.
Вместе с тем, при сравнении норм питания и повышенных норм питания для инвалидов <данные изъяты> группы, следует, что они различаются незначительно, а именно при повышенной норме по сравнению с обычной нормой: норма хлеба из смеси муки ржаной, обдирной и пшеничной 1 сорта меньше на 50 гр., маргариновая продукция – меньше на 15 гр., молоко коровье – больше на 150 мм, масло коровье больше на 20 гр., сахар больше на 10 гр., яйцо – больше на 0,5 шт., картофель – меньше на 50 гр., овощи – больше на 50 гр., фрукты сушеные – больше на 5 гр., кисель – не предусмотрен. Нормы остальных продуктов, таких как хлеб пшеничный, мука пшеничная, крупа разная, макаронные изделия, мясо, мясо птицы, рыба, масло растительное, чай, не отличаются.
С учетом указанного сравнения, а также принимая во внимание непродолжительность периодов нахождения Мельникова С.А. в течение <данные изъяты>, <данные изъяты> в ИВС МО МВД России «Кандалакшский», отсутствия в указанный период жалоб от Мельникова С.А. по данному поводу, суд не находит оснований для признания данных нарушений существенным отклонением от установленных требований.
Доводы истца о ненадлежащем оснащении санузлов ввиду отсутствия нормальных унитазов, а также об отсутствии приватности, суд отклоняет, поскольку нормативными документами, а именно СП 12-95 МВД России от 01.07.1995 и приказа МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», не запрещено оборудование санузлов чашами Генуя. Наличие таких унитазов не является нарушением и обусловлено безопасностью. Из пояснений представителя ответчика, начальника ИВС следует, что санузлы имеют элементы приватности, находятся в углу камер, естественным путем огорожены стенами камеры с задней и одной боковой части, вторая боковая часть отделена перегородкой от раковины.
МО МВД России «Кандалакшский» в материалы дела представлен государственный контракт от <дата> <номер> на выполнение капитального ремонта помещений ИВС ОВД по городу Кандалакша для государственных нужд Управления внутренних дел по Мурманской области, согласно п. 1.1. которого подрядчик обязуется в установленный контрактом срок по заданию государственного заказчика выполнить ремонт объекта, расположенного по адресу: <адрес>, а государственный заказчик их принять и оплатить. Начало выполнения работ – не позднее дня, следующего за днем подписания контракта, конечный срок выполнения работ – <дата>.. В соответствии с п. 1.3 контракта в своей работе подрядчик руководствуется требованиями нормативно-правовых актов в области строительства, действующими СНиП, сметным расчетом, определяющим объем и содержание работ, в соответствии с утвержденной в установленном порядке технической документацией, а также условиями настоящего контракта.
Из акта о приемке выполненных работ от <дата>, следует, что в ходе капитального ремонта ИВС были проведены, в том числе, работы по установке душевых кабин с чугунными поддонами - <данные изъяты> комплектов, душевых кабин со стальными поддонами - 4 комплекта, мойки на одно отделение -10 комплектов, мойки на одно отделение с одной чашей – 14 комплектов, чаш (унитазов) напольных с краном смывным – 10 комплектов, чаш напольных чугунных – <данные изъяты> комплектов, бачков смывных – <данные изъяты> комплектов, унитазов с бачком – <данные изъяты> комплектов, унитазов-компакт «комфорт» - <данные изъяты> комплекта, умывальников одиночных – <данные изъяты> комплектов, умывальников полуфарфоровых – <данные изъяты> комплекта, смесителей – <данные изъяты> шт., смесителей для душа – <данные изъяты> шт.
В судебном заседании Мельников С.А. утверждал, что ему из-за проблем с коленями было физически тяжело пользоваться таким унитазом, суд отклоняет, поскольку в судебном заседании установлено, что во время непосредственного пребывания в камере ИВС он таких жалоб сотрудникам ИВС, прокурору в ходе ежедневных проверок не высказывал, с письменными заявлениями по данному вопросу никуда не обращался. При этом суд учитывает, что в случае, если по состоянию здоровья административный истец не мог пользоваться таким унитазом, он не был лишен права обратиться к администрации ИВС с вопросом о предоставлении возможности пользоваться иным санузлом, однако таких обращений от Мельникова С.А. не поступало.
Также в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что в ИВС практически всегда отсутствовала горячая вода из-за маленького объема бойлера и его работе в исключительных случаях по выбору сотрудников ИВС.
Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО2, <данные изъяты> ИВС, который с <данные изъяты> года работает в ИВС, следует, что горячее водоснабжение в ИВС имеется постоянно, стоит водонагреватель на <данные изъяты> литров, также имеется централизованное горячее водоснабжение, в камерах есть и холодная и горячая вода, душ располагается в отдельном помещении. Бойлер работает круглосуточно, постоянно. Жалоб от лиц, находившихся в ИВС, на отсутствие горячей воды в <данные изъяты> году не было. Показал, что помывка лиц происходит один раз в <данные изъяты> дней, заключенные обычно содержатся меньшее количество дней, с понедельника по пятницу, но в помывке никому никогда не отказывают, так как проблем с горячей водой нет. Также показал, что сотрудники ИВС идут на определенные послабления к лицам, имеющим инвалидность, в частности, могут вывести на прогулку два раза, прислушиваются к их просьбам.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они даны после предупреждения свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, не противоречат иным имеющимся в деле доказательствам.
Так, представителем административного ответчика суду представлены инвентарные карточки нефинансовых активов, согласно которым <дата> в ИВС введены в эксплуатацию водонагреватель Термех, объемом <данные изъяты> л., и водонагреватель Термех, объемом <данные изъяты> л.
Согласно информации прокурора г. Кандалакши от <дата> в периоды нахождения Мельникова С.А. в ИВС обращения от него, а также от других лиц, в части обеспечения горячего водоснабжения в прокуратуру города не поступали, указанные нарушения инициативно сотрудниками прокуратуры не выявлялись. Из представленных прокурором копий актов проверок ИВС за все дни, в которые в нем содержался Мельников С.А., следует, что жалоб от находившихся в камерах лиц не поступало, нарушений в ходе проверок не выявлено.
Из журнала <номер> учета санитарной обработки задержанных следует, что Мельников С.А. пользовался душем <дата>, <дата>, <дата>. Учитывая, что длительность пребывания Мельникова С.А. в ИВС ни разу не превышала <данные изъяты> дней, а составляла <данные изъяты> дней, то нарушений в части помывки допущено не было, доказательств тому, что административному истцу было в какие-дни отказано в пользовании душем, не имеется. Вопреки доводам административного истца, действующими нормативными актами не предусмотрено, что инвалиды <данные изъяты> группы имеют права на ежедневную помывку в душе.
В подтверждение позиции о надлежащем состоянии помещений ИВС административным ответчиком представлен Акт по результатам мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации от <дата> <номер>, составленный Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ МВД России по Мурманской области, в котором указано, что помещения ИВС обеспечены холодным и горячим водоснабжением, отоплением, канализацией, электроснабжением, вентиляцией приточно-вытяжная с механическим побуждением, инженерные коммуникации исправны. В камерах имеется необходимое сантехническое оборудование, водоснабжение; санитарно-техническое состояние помещений ИВС удовлетворительное.
Доводы административного истца о том, что следственные действия с ним длились не более <данные изъяты>, а он находился в ИВС по <данные изъяты> суток, при этом перевозка на автомобиле сопровождается сильными болями, не свидетельствуют о нарушении его прав и возникновении права на компенсацию, поскольку в силу статьи 13 ФЗ № 103 подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Из представленного графика нахождения Мельникова С.А. в ИВС следует, что в течение каждого месяца спорного периода он находился в изоляторе менее <данные изъяты> суток, кроме <данные изъяты>, когда находился <данные изъяты> раза по <данные изъяты> суток (в <данные изъяты> - <данные изъяты> суток, в <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> – по <данные изъяты> суток, в <данные изъяты> – <данные изъяты> суток, в <данные изъяты> – <данные изъяты> суток).
Из отзыва административных ответчиков следует, что согласно п. 244 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденной Приказом МВД РФ от <дата> <номер>ДСП, что при конвоировании подозреваемых и обвиняемых размещают по камерам специального автомобиля с соблюдением требований к их внутренней изоляции, указанных в отдельных справках в личных делах конвоируемых или определенных при постановке задачи на конвоирование командиром подразделения охраны и конвоирования. Конвоирование подозреваемых и обвиняемых мужчин и женщин, а также несовершеннолетних без соответствующей внутренней изоляции запрещается. Раздельно от других обвиняемых и подозреваемых и изолировано друг от друга конвоируются больные открытой формой туберкулеза, лица с психическими расстройствами и инфекционные больные. Таким образом, подозреваемые и обвиняемые с группой инвалидности конвоируются на общих основаниях, наличие необходимого оборудования для перевозки инвалидов в специальном автотранспорте ведомственным законодательством не предусмотрено. Этапирование подозреваемых и обвиняемых осуществляется специализированным транспортом «ГАЗель» и «КАМАЗ».
Суд учитывает, что в период нахождения Мельникова С.А. в ИВС ему вызывалась бригада скорой медицинской помощи: <дата> – жалобы на <данные изъяты>, <дата> 0 жалобы <данные изъяты>, <дата> – жалобы на <данные изъяты>, <дата> – жалобы на <данные изъяты>, <дата> – жалобы на <данные изъяты>, <дата> – жалобы на <данные изъяты>, <дата> – жлоб на <данные изъяты>, <дата> – жалобы на <данные изъяты>, по результатам осмотра устанавливался диагноз <данные изъяты>, истцу ставились различные уколы. Однако данные обращения за медицинской помощью не свидетельствуют о наличии медицинских ограничений для перевозки спец.транспортом для проведения следственных действий и обеспечения участия в судебных заседаниях, соответствующих решений медицинскими организациями не принималось.
При этом суд также принимает во внимание, что инвалидность истцу установлена по общему заболеванию, основное заболевание – <данные изъяты>. Сопутствующее заболевание – <данные изъяты>. Из протокола проведения медико-социальной экспертизы от <дата> следует, что определены вид и степень выраженности стойких функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектов – нарушений функций систем крови и иммунной системы; нарушения иных систем, в частности, нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, не установлено.
Принимая решение суд учитывает, что положениями статей 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ предусмотрены особенности содержания женщин и несовершеннолетних детей, предусматривающие для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, а также несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых улучшенные материально-бытовые условия и установление повышенных норм питания, определяемых Правительством Российской Федерации.
Какие-либо особенности содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых лиц, имеющих группу инвалидности, Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ, а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, кроме повышенных норм питания, не предусмотрены.
Анализируя установленные обстоятельства, с учетом характера нарушения, выразившегося в непредставлении истцу питания с учетом повышенных норм, и превышения возможного <данные изъяты>-дневного срока нахождения в ИВС в течение <данные изъяты> на <данные изъяты> дней, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности, в отсутствие доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате допущенных нарушений, суд приходит к выводу, что данные нарушения не свидетельствует о существенном отклонении от установленных законом требований к условиям содержания.
С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска Мельникова С.А. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ИВС МО МВД России «Кандалакшский» административному истцу надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст.180, 227.1, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░.░., ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░