Дело №2а-4075/2024
УИД 18RS0003-01-2024-005618-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2024 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Михалевой И.С.
при секретаре Микрюкове Н.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к Хамитов Р.Ф. о взыскании недоимки по налогам, пени
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее-административный истец, УФНС России по УР, налоговая инспекция, налоговый орган) обратилось в суд с административным иском к Хамитов Р.Ф. о взыскании недоимки по налогам, пени.
Исковые требования мотивированы тем, что Хамитов Р.Ф. в 2016г.-2019г. являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога.
Неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате налогов в установленный срок послужило основанием для начисления пени и направления Хамитов Р.Ф. требований об уплате налогов и пени в соответствии со ст. ст. 69. 70 НК РФ. Требования <номер> от 20.02.2018г., <номер> от 11.02.2019г., <номер> от 27.12.2019г., <номер> от 22.01.2020г., <номер> от 15.06.2020г., <номер> от 14.12.2020г., <номер> от 15.12.2020г., <номер> от 15.12.2020г. не исполнены. На основании изложенного истец просит взыскать с Хамитов Р.Ф. в доход бюджета задолженность по оплате налогов и пени:
- транспортный налог за 2019г. в размере <данные изъяты> руб.;
-пени по транспортному налогу за 2019г. – <данные изъяты> руб.;
-налог на имущество физических лиц за 2019г. – <данные изъяты> руб.;
-пени по налогу на имущество физических лиц за 2014г. – <данные изъяты> руб.;
-пени по налогу на имущество физических лиц за 2016г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2017г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2018г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2019г. – <данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2017г. – <данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2018г. – <данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2019г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по земельному налогу за 2016г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по земельному налогу за 2017г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по земельному налогу за 2018г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по земельному налогу за 2019г. – <данные изъяты> руб.
Стороны в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ установлено, что Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в абзаце четвертом пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации цифры "3000" заменены цифрами "10000" (пункт 9 статья 1). Указанная норма вступила в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 23.12.2020г. (пункт 2 статьи 9).
В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налогов и пени предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Применительно к настоящему делу шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением по требованиям <номер> от 20.02.2018г., <номер> от 11.02.2019г., <номер> от 27.12.2019г., <номер> от 22.01.2020г., <номер> от 15.06.2020г. истекал 17.01.2021г. При этом суд учитывает, что общая сумма налога, подлежащая взысканию превысила 3000 руб. на день выставления требования <номер> от 15.06.2020г. со сроком уплаты – до 17.07.2020г.
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа Межрайонная ИФНС России <номер> по УР обратилась <дата>, то есть с пропуском срока для обращения с заявлением о взыскании недоимки, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ. Таким образом, срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям <номер> от 20.02.2018г., <номер> от 11.02.2019г., <номер> от 27.12.2019г., <номер> от 22.01.2020г., <номер> от 15.06.2020г. налоговым органом был пропущен.
К спорным правоотношениям на момент выставления налоговым органом требований <номер> от 14.12.2020г., <номер> от 15.12.2020г., <номер> от 15.12.2020г. следует применять положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, до внесения изменений Федеральным законом от <дата> N 374-ФЗ.
Требования <номер> от 14.12.2020г., <номер> от 15.12.2020г., <номер> от 15.12.2020г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов имели общую сумму налога менее 3000 руб. Иных требований, предъявленных к исполнению Хамитов Р.Ф. после 15.12.2020г. суду не представлено. Следовательно, суд приходит к выводу, что право обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям <номер> от 14.12.2020г., <номер> от 15.12.2020г., <номер> от 15.12.2020г. на дату обращения в суд 20.09.2021г. у налогового органа еще не возникло.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вместе с тем суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) для оформления заявления о вынесении судебного приказа в установленном законом порядке. Учитывая, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, истцу должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления (заявления о выдаче судебного приказа) зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к Хамитов Р.Ф., проживающему по адресу: <адрес> о взыскании в доход бюджета задолженности по налогам и пени в общей сумме <данные изъяты> руб.:
- транспортный налог за 2019г. в размере <данные изъяты> руб.;
-пени по транспортному налогу за 2019г. – <данные изъяты> руб.;
-налог на имущество физических лиц за 2019г. – <данные изъяты> руб.;
-пени по налогу на имущество физических лиц за 2014г. – <данные изъяты> руб.;
-пени по налогу на имущество физических лиц за 2016г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2017г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2018г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2019г. – <данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2017г. – <данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2018г. – <данные изъяты> руб.;
- земельный налог за 2019г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по земельному налогу за 2016г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по земельному налогу за 2017г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по земельному налогу за 2018г. – <данные изъяты> руб.;
- пени по земельному налогу за 2019г. – <данные изъяты> руб., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.06.2024г.
Председательствующий судья Михалева И.С.