Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-969/2022 (2а-8743/2021;) ~ М-6735/2021 от 28.10.2021

Дело № 2а-969/2022 (2а-8743/2021;)    

59RS0007-01-2021-009924-86                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф.,

при помощнике судьи Аристовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО2, ОСП по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО2, ОСП по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований, указывая, что административный истец является должником в исполнительном производстве -ИП от 10.12.2020 года на основании исполнительного документа от 04.12.2020, выданного УФК по Пермскому краю, ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, по делу от 04.12.2020 на сумму <данные изъяты> руб. Задолженность была погашена самостоятельно административным истцом.

По вышеуказанному исполнительному производству 14.04.2021 судебным приставом – исполнителем ФИО5 было утверждено постановление о взыскании исполнительского сбора на сумму 3 200,61 руб. на основании ст. 6, 12, 14, 112 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Административный истец получил постановление 06.10.2021 года, но в связи с ограничительными мерами, в связи с заболеванием COVID19, касающихся категории лиц с онкологией, а также с регрессным изменением состояния здоровья административный истец не смог уложиться в срок для обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора.

С постановлением о взыскании исполнительского сбора административный истец не согласен, считает незаконным и необоснованным взыскание с должника исполнительского сбора, так как у административного ответчика нет налоговых отношений с ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, у ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми не было претензий по взысканию налоговых платежей, все долги были перед ИФНС по Свердловскому району г. Перми, которые были погашены административным истцом добровольно, напрямую в ИФНС России по Свердловскому району г. Перми, денежные средства ОСП не взысканы.

При таких обстоятельствах исполнительский сбор взысканию не подлежит, а действия административного ответчика по взысканию исполнительского сбора нарушает права и законные интересы заявителя по настоящему иску.

На основании изложенного, просит суд восстановить пропущенный срок для обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора; признать недействительным постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 14.04.2021 в рамках исполнительного производства -ИП от 10.12.2020 года; освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП от 10.12.2020 года.

Административный истец, представитель административного истца в судебное заседание не явились, извещены в предусмотренном порядке, направили ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Административный ответчик судебный пристав - исполнитель ОСП по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю Чуприяновский Р.В. в судебное заседание не явился, извещен в предусмотренном порядке, ранее направил в адрес суда письменные возражения, копию исполнительного производства -ИП.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены в предусмотренном порядке.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Положения ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Как следует из материалов дела, 10.12.2020 судебным приставом - исполнителем ОСП по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО5 возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника ФИО1, где предмет исполнения: взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах суммы <данные изъяты> руб. (л.д. 26-28).

Данное постановление направлено в адрес ФИО1

В постановлении указан срок для добровольного исполнения требования – 5 дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, административный истец имел возможность добровольно исполнить требования исполнительного документа об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах суммы <данные изъяты> руб. в течении 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

14.04.2021 начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО3 вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 29-30).

Данное постановление получено административным истцом 06.10.2021 года.

31.10.2021 судебный пристав - исполнитель ОСП по Свердловскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО5 вынесла постановление об окончании ИП, в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме (л.д. 46-47).

Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), в ч. 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве); при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона N 229-ФЗ.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Из постановления от 10.12.2020 о возбуждении исполнительного производства -ИП следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Данное постановление административным истцом не получено, что не оспаривается стороной административного истца.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 14.04.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.

Таким образом, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является законным, соответствует требованиям Закона об исполнительном производстве.

В материалы дела стороной административного истца представлены чеки-ордера об уплате задолженности по налогам и сборам в период времени с февраля по март 2021 года (л.д. 5), а также уведомления налогового органа о произведении самостоятельной оплаты должником задолженности по налогам и сборам (л.д. 33-34). Сведений о том, что административный истец уклонялась от получения корреспонденции, в том числе от службы судебных приставов, в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание доводы административного искового заявления, а также учитывая, что должником предприняты меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа (31.10.2021 вынесено постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа), приходит к выводу о совершении административным истцом действий, направленных на исполнение исполнительного документа, что подтверждено представленными документами, а также отсутствие вины ФИО1, в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.

Учитывая изложенное, административное исковое заявление ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.

Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░3 ░░ 14.04.2021 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░ ░░ 10.12.2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:         ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-969/2022 (2а-8743/2021;) ~ М-6735/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Коробко Галина Алексеевна
Ответчики
ОСП по Свердловскому району г. Перми
УФССП России по Пермскому краю
СПИ ОСП по Свердловскому району г. Перми Чуприяновский Р.В.
Другие
ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Кочегарова Джамиля Фаизовна
Дело на сайте суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
28.10.2021Регистрация административного искового заявления
28.10.2021Передача материалов судье
30.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
19.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2023Дело оформлено
16.05.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее