Дело № 2а-311/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 марта 2019 года пос. Ува
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лобанова Е.В.,
при секретаре Шишкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И к Администрации муниципального образования «Увинский район» о признании незаконным решения Администрации муниципального образования «Увинский район» от 23.07.2018 года *** об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ***, возложении на Администрацию муниципального образования «Увинский район» обязанности повторно рассмотреть заявление И от 15.12.2017 года о заключении договора аренды или проведении аукциона на продажу (аренду) в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ***, и принять решение по существу данного заявления в установленном законом порядке,
У С Т А Н О В И Л :
И обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования следующим.
Увинским районным судом Удмуртской Республики рассмотрено административное дело по административному исковому заявлению И к Администрации муниципального образования «Увинский район» (далее – Администрация) о признании незаконным решения Администрации от *** *** об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, и на Администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление И от 15.12.2017 года о заключении договора аренды или проведения аукциона на продажу (аренду) в отношении земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***, и принять решение по существу данного заявления в установленном законом порядке.
Решение вступило в законную силу 22.06.2018 года.
23.07.2018 года Администрация рассмотрела заявление И и приняла решение отказать. Основанием для отказа послужило то, что, согласно пункту 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: ***, на кадастровом учете числится многоквартирный дом.
Административный истец считает данный отказ административного ответчика незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в силу нижеследующего.
Согласно пункту 5 Акта обследования земельного участка от 16.04.2017 года, выполненного кадастровым инженером К, который состоит в Ассоциации СРО ОКИ реестровый номер 1528 от 28.10.2016 года, в результате осмотра места нахождения земельного участка, установлено отсутствие здания с кадастровым номером *** Данный акт обследования был приобщен к материалам дела № 2а-470/2018.
Таким образом, на основании статьи 39.11 ЗК РФ предоставление испрашиваемого земельного участка предоставляется возможным путем проведения торгов, так как сведения в ЕГРН об объекте недвижимости являются недостоверными и подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.
На основании вышеизложенного следует, что административным ответчиком не исполнено решение суда - не принято решение по существу данного заявления в установленном законом порядке.
Своим письмом от 23.07.2018 года административный ответчик повторно нарушает право административного истца на приобретение земельного участка из земель муниципальной собственности.
В судебном заседании административный истец И заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на содержащиеся в нем доводы.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации не участвовал. От представителя административного ответчика Б поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика, а также письменные возражения на иск и дополнения к ним следующего содержания.
В ходе повторного рассмотрения заявления И о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, было отказано на основании пункта 8 статьи 39.11 в связи с расположением на земельном участке многоквартирного дома и пункта 2 статьи 39.6 в связи с несоответствием исчерпывающему перечню случаев предоставления земельных участков.
Иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в обжалуемом отказе не содержится.
Ссылка административного истца на Акт обследования земельного участка от 16.04.2017 года, выполненного кадастровым инженером К с целью определения наличия объектов строительства на спорном земельном участке, не состоятельна.
Согласно сведений ЕГРЮЛ кадастровый инженер К является директором ООО «Основа» и единственным его учредителем. Административный истец состоит в трудовых отношениях с ООО «Основа», поэтому в силу статьи 105.1 НК РФ И и К являются взаимозависимыми лицами, которые могут оказывать влияние на условия и(или) результат сделки и(или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
Таким образом, наличие Акта обследования не подтверждает факт отсутствия здания, т.к. выполнено взаимозависимыми лицами.
На основании изложенного Администрация просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доводы административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что 15.12.2017 года И обратилась в Администрацию с заявлением, в котором просила заключить договор аренды или провести аукцион на продажу (аренду) на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, сроком на 3 года для застройки согласно виду разрешенного использования.
28.12.2017 года письмом за №8955/01-33 Администрация отказала И в предоставлении вышеуказанного земельного участка.
15.05.2018 года решением Увинского районного суда Удмуртской Республики по административному делу №2а-470/2018 административный иск И частично удовлетворен, решение Администрации от 28.12.2017 года №8955/01-33 признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление И от 15.12.2017 года о заключении договора аренды или проведении аукциона на продажу (аренду) в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, и принять решение по существу данного заявления в установленном законом порядке.
В ходе повторного рассмотрения заявления И Администрацией принято решение №4934/01-33 от 23.07.2018 года, которым И отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.
Данный отказ Администрацией обоснован следующим.
Согласно положениям статьи 39.6 ЗК РФ и имеющемуся виду разрешенного использования земельного участка «для малоэтажного жилищного строительства» предоставление земельного участка без проведения торгов невозможно ввиду несоответствия исчерпывающему перечню случаев, перечисленных в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: ***, на кадастровом учете числится многоквартирный дом, что в силу пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ не позволяет предоставить земельный участок путем проведения торгов.
Давая оценку оспариваемому решению Администрации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
Администрация в своем отказе сослалась на подпункты 14 и 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, согласно которым договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
- земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19.03.2018 года *** земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: ***, имеет вид разрешенного использования «для малоэтажного многоквартирного жилищного строительства».
С учетом положений пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, в том числе подпунктов 14 и 15, предоставление в аренду испрашиваемого И земельного участка с имеющимся видом разрешенного использования без проведения торгов недопустимо.
Статьей 39.11 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельных участков на торгах.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Пунктом 8 статьи 39.11 ЗР РФ предусмотрены случаи, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона. В частности, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по адресу: ***, расположен многоквартирный дом, имеющий кадастровый номер ***
Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования «Увинский район» от 13.04.2018 года в перечне объектов недвижимости, включенных в реестр, находится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***.
Желая опровергнуть данное обстоятельство, административный истец ссылается на Акт обследования, подготовленный кадастровым инженером К 16.04.2017 года, согласно которому на вышеуказанном земельном участке здание с кадастровым номером *** отсутствует.
По мнению суда, указанный Акт обследования не является допустимым доказательством, подтверждающим факт отсутствия здания (многоквартирного дома) на испрашиваемом земельном участке.
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015 года №861 (далее – Приказ Минэкономразвития) утверждены форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке.
Согласно пунктам 5 и 6 приложения №2 к Приказу Минэкономразвития в состав Акта включаются следующие сведения: об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы, о заказчике кадастровых работ, о кадастровом инженере и дате подготовки Акта, о документах, использованных при подготовке Акта; в реквизите «Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы» указываются сведения о виде объекта недвижимости и его кадастровом номере, а также сведения о наличии (отсутствии) в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости.
В пункте 1 Акта обследования от 16.04.2017 года указано, что Акт обследования земельного участка подготовлен в результате выполнения кадастровых работ с целью определения наличия объектов строительства на земельном участке с кадастровым номером ***, что противоречит содержанию пункта 5 данного Акта, в котором в заключении кадастрового инженера указано, что установлено отсутствие здания на земельном участке с кадастровым номером ***
Согласно п.9 приложения №2 к Приказу Минэкономразвития в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке Акта.
В пункте 4 Акта обследования в перечне документов, используемых при подготовке Акта обследования, указана выписка из ЕГРН *** от 13.04.2017 года, тогда как к Акту приложена выписка из ЕГРН *** от 19.03.2018 года. В связи с чем имеются сомнения в том, что Акт обследования подготовлен 16.04.2017 года, а не 19.03.2018 года и позже.
Кроме того, суд учитывает следующее.
Пунктом 1 статьи 8.1 и статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Административный истец, ссылаясь на отсутствие на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимого имущества, фактически оспаривает зарегистрированное право на недвижимое имущество.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Соответствующего требования И не заявлено. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Администрации по основаниям, указанным в этом решении, является законным и обоснованным, в связи с чем заявленные И требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 23.07.2018 ░░░░ *** ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ 15.12.2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ***, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19.03.2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░