УИД: 66OS0000-01-2023-001305-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
19 марта 2024 года |
Номер производства 3а-323/2024 |
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-323/2024
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Глянцмастер» (ИНН 6672162250)
к административным ответчикам - Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки»,
с участием заинтересованных лиц - ППК «Роскадастр», в лице филиала ППК «Роскадастр» по УФО, Администрации Березовского городского округа, общества с ограниченной ответственностью «МК-СЕРВИС»
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Глянцмастер» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 01 января 2022 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> (далее – земельный участок), равной рыночной стоимости, представив в обоснование размера рыночной стоимости отчет об оценке № 3371-10-2023-Р/66 от
30 октября 2023 года (далее – Отчет), выполненный оценщиком ...
В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что является собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2022 года утверждена в размере превышающим его рыночную стоимость.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка рыночной стоимости нарушает права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога.
Представителем ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу Нуритдиновым А.Т. направлен отзыв, в котором подтверждены дата определения и размер кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель административного истца Зимин К.А. направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенном Отчетом.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» (административные ответчики), а также ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу, Администрация Березовского городского округа, общество с ограниченной ответственностью «МК-СЕРВИС», возражений касающихся размера определенной Отчетом рыночной стоимости земельного участка не заявили.
Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о надлежащем извещении не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как указано в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 гола № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка, площадью 14 074 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, деловое управление, производственная деятельность, склады, расположенного по адресу: <адрес>
В период с 05 июля 2023 года по 21 сентября 2023 года правообладателем земельного участка являлось – общество с ограниченной ответственностью «МК-СЕРВИС», привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка в размере 22638310,48 руб. определена по состоянию на 01 января 2022 года Актом ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 12 июля 2023 года № АОКС-66/2023/010045.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18 июля 2023 года; дата начала применения – 01 января 2023 года.
Заявленное в настоящем административном деле требование по существу имеет своей целью изменение внесенной в Единый государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Обращаясь в суд с административным иском 08 декабря 2023 года через ГАС «Правосудие», представитель административного истца Зимин К.А. представил в качестве доказательства размера рыночной стоимости земельного участка Отчет, согласно выводам которого, по состоянию на 01 января 2022 года рыночная стоимость земельного участка составляет 5625000 руб.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости.
Административные ответчики не представили возражений на Отчет, равно как и возражений против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенном Отчетом.
Как предусмотрено статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Согласно положениям статей 12, 15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик обязан соблюдать требования Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Суд, оценивая Отчет в качестве доказательств по настоящему административному делу, приходит к выводу, что оценка земельного участка проведена оценщиком, обладающим специальными познаниями, имеющим соответствующую квалификацию, действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», действующий полис страхования ответственности.
Отчет содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельного участка. Выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования.
Отчет содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость.
Оценщик обосновал использование сравнительного подхода и метода сравнения продаж; отказ от применения затратного и доходного подходов мотивирован.
Отобранные объекты-аналоги сопоставимы с объектом оценки по основным ценообразующим факторам.
Введенные корректировки к объектам - аналогам по элементам сравнения цен каждого аналога, сглаживают их отличия от оцениваемого земельного участка.
Использованная оценщиком в Отчете информация не вводит в заблуждение, не допускает неоднозначного толкования результатов оценки, а также в полной мере соответствует принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы оценщика, свидетельствующих об иной рыночной стоимости земельного участка, чем отражено в Отчете, суду не представлено.
Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах суд считает представленный Отчет допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка.
С учетом изложенного, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит удовлетворению.
Кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена по состоянию на 01 января 2022 года в размере рыночной стоимости, определенном Отчетом.
Поскольку административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, 08 декабря 2023 года, то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Глянцмастер» (ИНН 6672162250) удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2022 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 5625 000 (пять миллионов шестьсот двадцать пять тысяч) руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами <№> считать
08 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2024 года.
Судья С.Н. Полевщикова