Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Саянск 28 апреля 2023 года
Дело № 2а-356/2023
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Уваровской О.А., при секретаре Галеевой О.А., с участием прокурора, участвующего в деле Башенхаевой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением средств аудиофиксации административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер изъят> с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес изъят>» об установлении административного надзора Морозову Ю. В.,
установил
ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по <адрес изъят> (административного истца) в лице начальника Ананина А.С. обратилось в суд с уточненным административным исковым заявлением к Морозову Ю.В. об установлении административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости (8 лет), с установлением административных ограничений в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 до 06 часов; обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения выезда за пределы <адрес изъят> без разрешения ОВД по месту жительства.
В обоснование административного иска указано, что осужденный Морозов Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отбывает уголовное наказание за совершение тяжкого преступления: незаконное приобретение и хранение наркотических веществ. При вынесении приговора от ДД.ММ.ГГГГ, Усть-Кутским городским судом <адрес изъят>, к отягчающим наказание обстоятельствам суд относит наличие в действиях Морозова Ю.В., опасного рецидива преступлений. Освобождается из мест лишения свободы по отбытии срока наказания ДД.ММ.ГГГГ.
Осужденный Морозов Ю.В. содержится в учреждении ИК-32 с ДД.ММ.ГГГГ, прибыл из СИЗО <номер изъят> <адрес изъят>. За весь период отбывания наказания допустил 37 нарушений установленного порядка отбывания наказания, такие как, нарушение распорядка дня, нарушение изолированного участка, нарушение формы одежды, нецензурная брань, за что неоднократно объявлялись устные выговора, выговора, водворялся в карцер. Имеет 3 поощрения. Трудоустроен на швейном производстве ИК-32. Иск имеет, погашает в установленном законом порядке.
Принимает активное участия в общественной жизни отряда и колонии. На меры воспитательного характера реагирует. Состоит на обычных условиях отбывания наказания. В коллективе осужденных уживчив, придерживается положительно настроенной их части. На профилактическом учёте состоит как склонный к употреблению, сбыту или приобретению наркотических веществ. Вину в содеянном преступлении признал, свои поступки осуждает, в содеянном раскаивается. После освобождения из мест лишения свободы высказывает намерения вести законопослушный образ жизни, создать семью, честно трудится.
Данное административное исковое заявление начальник ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по <адрес изъят> Ананин А.С. просил суд рассмотреть в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Морозов Ю.В. против удовлетворения заявленных требований и установления административного надзора не возражал, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд считает, исходя из содержания ч. 1 ст. 272 КАС РФ возможным рассмотреть административное дело об установлении административного надзора в отношении осужденного Морозова Ю.В. в отсутствии лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, и представителя исправительного учреждения.
Прокурор, участвующий в деле Башенхаева С.П. при даче заключения полагала, что предъявленный к Морозову Ю.В. административный иск подлежит полному удовлетворению.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных ФКУ ИК-32 ОУХД ГУФСИН России по <адрес изъят> требований вследствие далее изложенного.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1 и ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Административное ограничение – временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с данным Федеральным законом. Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 64-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении лиц, указанных в ч.2 ст.3 названного закона (освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений), административный надзор устанавливается на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется таким лицам со дня их постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ).
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершением преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.В ходе судебного следствия установлено, что Морозов Ю.В. приговором Усть-Кутским городским судом <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы. В соответствии со ст. 70 УК РФ частично присоединено неотбытое наказание 1 год лишения свободы по приговору Усть-Кутского городского суда <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно к отбытию наказания назначено 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительного колонии строгого режима. При этом при вынесении приговора к отягчающим наказание обстоятельствам суд относит наличие в действиях Морозова Ю.В. опасного рецидива преступления.
В соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории тяжких.
Таким образом, имеются основания для установления административного надзора в отношении Морозова Ю. В.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, в отношении Морозова Ю.В. административный надзор должен быть установлен на срок погашения судимости - 8 лет.
В соответствии со ст.4 ФЗ N 64-ФЗ при установлении административного надзора могут быть установлены административные ограничения. Часть 1 статьи 4 ФЗ N 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
В соответствии со ст.4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре:
-запрещение пребывания в определенных местах;
-запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
-запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
-запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
-обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 4 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При решении вопроса об установлении административному ответчику Морозову Ю.В. административного надзора, его срока и видов административных ограничений суд учитывает личность административного ответчика, характер и степень общественной опасности совершенных Морозовым Ю.В. преступлений, его поведение за весь период отбывания наказания, наличие 3 поощрений и 37 взысканий, характеризующий его материал, представленный административным истцом за период отбывания наказания в местах лишения свободы, выбор Морозовым Ю.В. места жительства после освобождения, намеренного проживать в <адрес изъят>, суд считает необходимым установить ему следующие административные ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в период с 22 до 06 часов;
-обязательной явкой два раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания;
- запрещения выезда за пределы <адрес изъят> без разрешения ОВД по месту жительства.
Установление данных ограничений будет способствовать обеспечению предупреждения совершения Морозовым Ю.В. новых преступлений и других правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации.
Суд полагает, что установление данных ограничений, обусловливает реальную возможность осуществления постоянного надзора за осужденным органа внутренних дел по месту жительства поднадзорного для предупреждения совершения им правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом обязанностей, установленных в отношении него административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных Федеральным законом № 64-ФЗ обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица (ч. 1 ст. 8).
В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Исходя из положений, закрепленных в подп. 4 п. 1 ст. 333.35, подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации исправительные учреждения, органы внутренних дел и прокурор, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре.
При этом налоговое законодательство не устанавливает обязанности уплачивать данный сбор при подаче административных исковых заявлений о прекращении или частичной отмене административного надзора, а также при обжаловании судебных актов по делам об административном надзоре лицами, в отношении которых он установлен, что также разъясняет пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Из которого следует, что при удовлетворении административного искового заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, связанного с административным надзором, государственная пошлина в порядке статьи 111 КАС РФ с поднадзорного лица не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 270-273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление федерального казенного учреждения «Исправительная колония <номер изъят> с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес изъят>» об установлении Морозову Ю. В. административного надзора удовлетворить полностью.
Установить в отношении Морозова Ю. В. административный надзор на срок восемь лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями:
- запретить Морозову Ю. В. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в период с 22 до 06 часов.
- обязать Морозова Ю. В. являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить Морозову Ю. В. выезд за пределы <адрес изъят> без разрешения ОВД по месту жительства.
Срок административного надзора исчислять Морозову Ю. В. со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Данное решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд <адрес изъят>.
Судья: О.А. Уваровская