Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-897/2023 ~ М-706/2023 от 28.06.2023

УИД 42RS0020-01-2023-001007-27

Дело № 2а-897/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Осинники                                                                                    28 августа 2023г.

Осинниковский городской суд Кемеровской области

в составе    председательствующего судьи                                       Крыжко Е.С.

при секретаре                                                                                        Галиевой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района                    г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Коростелёву Андрею Александровичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Новосибирска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Коростелёву А.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами в связи с наличием медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Требования обосновывает тем, что в ходе проведения прокуратурой района проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что Коростелёв А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ категории В, В1.

По информации ГБУЗ <данные изъяты> Коростелёву А.А. был поставлен диагноз «<данные изъяты>

Таким образом, наличие у Коростелёва А.А. психического расстройства в форме <данные изъяты>, препятствует ему управлять транспортным средством, поскольку управление ответчиком транспортным средством создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.

На основании определения суда от 28.07.2023 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГИБДД Отдела МВД России по г. Осинники.

Представитель административного истца – старший помощник прокурора г.Осинники Мальнева О.А. в судебном заседании поддержала предъявленные требования и просила их удовлетворить, по изложенным в административном исковом заявлении доводам.

Административный ответчик Коростелёв А.А. в судебное заседание не явился, судебное извещение возвращено с отметкой об истечении срока хранения.

Представитель заинтересованного лица Отдела ГИБДД Отдела МВД России по г.Осинники в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне и времени судебного заседания.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

Регулируемые Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.

Статьей 24 Федеральным закона «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно которому противопоказаниями для управления транспортными средствами являются в частности <данные изъяты>

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно карточки операции с ВУ ДД.ММ.ГГГГ Коростелеву А.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., выдано водительское удостоверение категории «В, В1», серии , срок действия ву до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

По информации главного врача ГБУЗ <данные изъяты>», в 2022 году была проведена <данные изъяты> экспертиза в отношении Коростелёва Андрея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно заключению экспертов Коростелёв А.А. <данные изъяты>

Согласно сведений ИЦ Управления МВД России по г. Новосибирску в базе данных имеются сведения о привлечении Коростелева А.А. 25.09.2018 по              ст. 222 ч.1 УК РФ, 16.06.2021 по ст. 264.1 УК РФ (2 эпизода), 10.05.2023 по ст. 228 ч.1 УК РФ и к административной ответственности 24.03.2023 по ст. 6.8 ч.1 КоАП РФ (л.д. 10).

По сведениям ГБУЗ «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Коростелёв А.А., ДД.ММ.ГГГГ.р. на диспансерном наблюдении в <данные изъяты> не находится и не находился (л.д. 27).

Таким образом, судом установлен у Коростелёва А.А. факт наличия медицинского противопоказания, препятствующий безопасному управлению транспортными средствами. Диагноз «<данные изъяты>)». Указанное заболевание является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.

На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым требования прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, имеющих право на безопасные условия дорожного движения, удовлетворить в полном объеме.

Поскольку Коростелёв А.А. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.

Одновременно с этим суд приходит к выводу о необходимости в установленном законом порядке объявления в розыск и изъятия водительского удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Коростелёва А.А., в связи с чем копия решения суда после вступления в законную силу следует направить в ОГИБДД Отдела МВД России по г. Осинники и в Главное управление МВД РФ по Новосибирской области.

Учитывая, что в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемыми в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, то в силу ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Новосибирска к Коростелёву Андрею Александровичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, удовлетворить.

Прекратить действие права Коростелёва Андрея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами.

Копию решения суда после вступления в законную силу направить в ОГИБДД Отдела МВД России по г. Осинники и в Главное управление МВД РФ по Новосибирской области для розыска и изъятия водительского удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Коростелёва Андрея Александровича.

Взыскать с Коростелёва Андрея Александровича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, серия и номер , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ) в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной через Осинниковский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 7 сентября 2023 г.

Судья:                                                                                     Е.С. Крыжко

2а-897/2023 ~ М-706/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Новосибирска
Ответчики
Коростелёв Андрей Александрович
Другие
Отдл ГИБДД Отдела МВД России по г. Осинники
Суд
Осинниковский городской суд Кемеровской области
Судья
Крыжко Е.С.
Дело на сайте суда
osinnikovsky--kmr.sudrf.ru
28.06.2023Регистрация административного искового заявления
28.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2023Подготовка дела (собеседование)
18.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Дело оформлено
27.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее