ИД 46RS0007-01-2022-000153-58
№Э-2а-172/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Золотухино
Курской области «27» июня 2022 года
Судья Золотухинского районного суда Курской области Емельянова Л.Ф.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Золотухинского района Курской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Прокурор Золотухинского района Курской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на сайте в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Заявленные административные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, прокуратурой Золотухинского района Курской области через поисковую систему «Яндекс» с использованием персонального компьютера по адресу: Курская область, Золотухинский район, п.Золотухино, ул.Кирова, д.35, в информационно-коммуникационной сети «Интернет», 15 апреля 2022 г. в период времени с 15 часов до 16 часов на сайте, доступном для российских пользователей, в социальной сети «Вконтакте» по адресу: http://vk.com/ были выявлены страницы групп, пропагандирующих суицид: http://vk.com/club92175516 и http://vk.com/ewtanazia, содержащие информацию для неопределенного круга лиц в свободном доступе, запрещенную для распространения среди детей в соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Данные Интернет-ресурсы не требуют регистрацию пользователей, ознакомиться с содержанием и скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь, ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Данный сайт не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой, в Российской Федерации запрещено.
Установить собственника (владельца) указанных страниц в ходе проверки не представилось возможным, ввиду отсутствия информации о собственнике (владельце) сайта, а возможность идентификации собственника сайта исключена, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с данным административным иском.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с ч.5 ст.15.1 вышеназванного Федерального закона основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи, в том числе является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Запрещается распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, и информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий (ч.2).
Исходя из положений ст.1 СК РФ, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Одной из целей государственной политики в интересах детей является их защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, что закреплено в абз.4 п.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, и информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно – телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой по средствам сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей должна осуществляться без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 статьи 15.1 названного Федерального закона установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Согласно ч.2 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч.5 ст.15.1 названного Федерального закона основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Материалами дела и судом установлено, что в ходе просмотра сайта http://vk.com/ в социальной сети «Вконтакте» установлено, что для неопределенного круга лиц в свободном доступе на страницах http://vk.com/club92175516 и http://vk.com/ewtanazia, указанного сайта имеется информация, пропагандирующая суицид и запрещенная для распространения среди детей в соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
Установить собственника (владельца) указанных страниц в ходе проверки не представилось возможным, ввиду невозможности идентифицировать собственника сайта.
Данный сайт не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой, в Российской Федерации запрещено.
Указанные обстоятельства подтверждены справкой о результатах осмотра сайта от 15.04.2022, фототаблицей со скриншотами Интернет-страниц.
Таким образом, предоставление доступа к сайту http://vk.com/, страницы которого http://vk.com/club92175516 и http://vk.com/ewtanazia содержат информацию, запрещенную в соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», нарушает как права неопределенного круга лиц, так и несовершеннолетних детей, и противоречит целям и задачам действующего законодательства, поскольку содержание Интернет-ресурсов направлено на побуждение детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, а также направлена на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий, что способно причинить вред здоровью и (или) развитию детей.
Таким образом, доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») (далее - Правила) создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п.3 Правил, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101
основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в том числе в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информация, размещенная для неопределенного круга лиц в свободном доступе на сайте http://vk.com/, на страницах http://vk.com/club92175516 и http://vk.com/ewtanazia подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.
Признание информации, размещенной на указанных страницах, запрещенной к распространению, позволит внести ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», поскольку распространение указанной информации противоречит требованиям законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, то суд приходит к выводу, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 293-294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Золотухинского района Курской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на страницах http://vk.com/club92175516 и http://vk.com/ewtanazia сайта http://vk.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Для немедленного исполнения решение Золотухинского районного суда Курской области направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области для включения страниц http://vk.com/club92175516 и http://vk.com/ewtanazia сайта http://vk.com/, в Единый реестр доменных имен, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Золотухинский районный суд Курской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья /подпись/ Л.Ф. Емельянова