50RS0<№ обезличен>-93
Дело № 2а-4571/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2024 года г. Химки, <адрес>
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Симоновой Д.С.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Химкинскому РОСП ГУФССП по <адрес>, Судебному приставу-исполнителю ФИО4, и.о. старшего судебного пристава ХРОСП ФИО5, ГУФССП по <адрес> о признании незаконным постановления, установлении периода расчета
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском (с учетом уточнений) и просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Химкинского РОСП ГУФССП по <адрес> ФИО4 от <дата> <№ обезличен> в части установления суммы задолженности, установлении периода для расчета задолженности по алиментам с момента возобновления исполнительного производства, а именно с <дата>.
В обоснование своих требований административный истец указал, что <дата> исполнительное производство было окончено, в связи с договоренностью между сторонами о добровольной выплате алиментов.
06.04.2023г судебным приставом ОСП по г. Печоре возобновлено ИП <№ обезличен>-ИП о взыскании алиментов. <дата> ИП <№ обезличен>-ИП передано в Химкинский РОСП с указанием задолженности на 01.02.2024г в размере 63 263,79 руб. 01.04.2024г судебный пристав-исполнитель Химкинского РОСП возбудил ИП <№ обезличен> с указанием задолженности на 01.04.2024г в размере 1 097 564,81 руб.
Административный истец полагает, что поскольку производство было возобновлено 06.04.2023г., то расчет должен производиться только с указанной даты.
Поскольку судебным приставом-исполнителем расчет произведен с ошибками, без указания формулы расчета, административный истец вынужден обратиться в суд.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен. Представитель административного истца требования поддержала. Указала, что задолженность судебным приставом была рассчитана исходя из среднего заработка в размере 60 000 руб., однако, согласно данным Росстата средний месячный заработок варьировался, в связи с чем, представителем истца представлен контррасчет за спорный период. Пояснила, что просит признать незаконным постановление от <дата>, содержащееся на л.д. 11.
Административные ответчики Химкинский РОСП ГУ ФССП по <адрес>, Судебный пристав-исполнитель ФИО4, и.о. старшего судебного пристава ХРОСП ФИО5, ГУФССП по <адрес> не явились, извещены, представили копию исполнительного производства, а также письменные возражения.
Заинтересованное лицо ФИО6 не явилась, извещена.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что <дата> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ФИО6 алиментов на содержание сына в размере ? доли от заработка.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> возбуждено исполнительное производство 64218/18/11004-ИП.
<дата> вынесено постановление об окончании ИП, поскольку должник работает, и копию исполнительного документа необходимо направить по месту получения дохода для удержания периодических платежей.
06.04.2023г судебным приставом ОСП по г. Печоре возобновлено ИП <№ обезличен>-ИП о взыскании алиментов (л.д.10).
<дата> ИП <№ обезличен>-ИП передано в Химкинский РОСП с указанием задолженности на 01.02.2024г в размере 63 263,79 руб. (л.д.13).
01.04.2024г судебный пристав-исполнитель Химкинского РОСП возбудил ИП <№ обезличен> с указанием задолженности на 01.04.2024г в размере 1 097 564,81 руб. (л.д.11).
Пунктами 3 и 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что размер задолженности по алиментам определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Порядок уплаты и взыскания алиментов регламентирован главой 17 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 102 Закона об исполнительном производстве, содержащей аналогичные нормы.
Согласно пункту 2 статьи 107 Семейного кодекса Российской Федерации алименты присуждаются с момента обращения в суд, за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.
Правила определения задолженности по алиментам установлены статьей 113 упомянутого кодекса, предусматривающей взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (пункт 1).
Вместе с тем пунктом 2 названной статьи сделано исключение из общего правила: в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
Таким образом, исходя из приведенных законоположений в их системном единстве алименты за период, предшествовавший предъявлению исполнительного документа, взыскиваются независимо от трехлетнего срока, но не ранее присуждения алиментов, только в том случае, если задолженность образовалась в результате виновных действий лица, обязанного уплачивать алименты (должник в исполнительном производстве), то есть в случае уклонения от уплаты алиментов различными способами. При отсутствии вины обязанного уплачивать алименты лица задолженность может быть взыскана лишь за предшествующие предъявлению исполнительного листа три года.
Следовательно, судебный пристав вправе определить период задолженности по алиментам, превышающий три года со дня предъявления исполнительного документа, исключительно в случае установления им, как лицом, обязанным в силу статьи 102 Закона об исполнительном производстве определить размер этой задолженности, обстоятельства, свидетельствующие о том, что удержание алиментов не производилось в результате виновного поведения должника.
ИП <№ обезличен>-ИП возобновлено 06.04.2023г, таким образом, период расчета алиментов не может превышать 06.04.2020г. Оспаривая указанную дату и заявляя о начале периода расчёта 06.04.2023г, административный истец не представил доказательств оплаты алиментов до указанного периода. Таким образом, требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, оно осуществляется в том числе на принципе законности (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве).
В силу требований подпункта 6 пункта 2 статьи 14 Закона об исполнительном производстве в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Однако, как следует из материалов дела и изученного исполнительного производства, приведенные выше предписания федерального законодателя судебный пристав-исполнитель ФИО4 не выполнила, расчета по данным Росстата не делала.
В соответствии с п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (пункт 3 статьи 113 СК РФ, часть 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ). В случае, если какая-либо из сторон не согласна с определением задолженности по алиментам, исходя из положений пункта 5 статьи 113 СК РФ, части 4 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ указанный вопрос подлежит разрешению судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Лица, обязанные уплачивать алименты на несовершеннолетнего ребенка, либо получатели этих алиментов, полагающие, что определение задолженности, произведенное судебным приставом-исполнителем на основании пункта 4 статьи 113 СК РФ исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, существенно нарушает их интересы, вправе обратиться в суд с иском об определении задолженности по алиментам в твердой денежной сумме с учетом их материального и семейного положения и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Таким образом, с учетом названной правовой позиции, административный истец вправе обратиться в суд с иском по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством об определении задолженности по алиментам с учетом его материального и семейного положения и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Указанные обстоятельства не входят в предмет доказывания и не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, в рамках которого проверяется законность и обоснованность оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя и правомерность произведенного им расчета задолженности по алиментам.
Таким образом, поскольку судом установлено, что при определении суммы задолженности, указанной в оспариваемом постановлении, судебный пристав-исполнитель не указал основания принимаемого расчёта, его формулу, требования ФИО1 в указанной части подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░4 ░░ <░░░░> <№ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░