Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7233/2024 ~ М-6757/2024 от 27.06.2024

14RS0035-01-2024-012265-27

2а-7233/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                                       19 августа 2024 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей судьи Марковой Л.И., при секретаре Уаровой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Маклашова Олега Геннадьевича, Маклашовой Елены Гавриловны к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в предварительной согласовании предоставления земельного участка в собственность от 03 мая 2024 года № 2916-ДИЗО/24,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратилась в суд к административным ответчикам с данным иском, указав, что семья истца является многодетной и имеет право на получение земельного участка для ИЖС бесплатно в собственность.

28.03.2024 административные истцы обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска (далее – ДИЗО) с заявлением входящий № 3484-ДИЗО/24 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указав, что являются многодетной семьей. В последующем ДИЗО письмом от 03.05.2024 № 2916-ДИЗО/24 отказало в предварительном согласовании поскольку, испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории с. Пригородный городского округа город Якутск, проектом межевания земельный участок для индивидуального жилищного строительства учтен в иных границах, площадью 788 кв.м., расположен с особыми условиями использования территорий – затопление.

Определением от 19.07.2024 в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне административного ответчика привлечено Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Явившийся на судебное заседание административный истец Маклашов О.Г., требования поддержал, просил удовлетворить заявленные требования.

Надлежащим образом извещенный административный истец Маклашова Е.Г. на судебное заседание не явилась, своих представителей не направила, ходатайства, возражения не заявила.

Представитель административных ответчиков по доверенности Николаева А.В. с заявленными требованиями не согласилась, указала, что испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории, находится в зоне С-2, формирование земельного участка с указанным разрешенным использованием невозможно.

Заинтересованное лицо Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание представителей не направило, представило письменное пояснение, в котором указало, что нахождение в зоне подтопления не устанавливает абсолютного запрета капитального строительства в зонах подтопления при искусственном повышении поверхности территорий.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц, явку которых суд обязательной не признавал.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснение лиц, участвующих в рассмотрении дела суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Земельные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З №674-IV.

Возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в том числе приемным родителям (за исключением граждан, лишенных родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) для индивидуального жилищного строительства предусмотрена частью 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 7 части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и части 9 настоящей статьи, принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Подпунктом 14.1 вышеуказанной нормы установлено уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

В силу ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка определены в п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, в числе которых: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 28.03.2024 административные истцы обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска (далее – ДИЗО) с заявлением № 3484-ДИЗО/24 о предварительном согласовании земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В заявлении указали, что являются гражданами, имеющими трех и более детей, состоят на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

Письмом от 03.05.2024 № 2916-ДИЗО/24 административный ответчик отказал в предварительном согласовании поскольку, испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории с. Пригородный городского округа город Якутск, проектом межевания земельный участок для индивидуального жилищного строительства учтен в иных границах, площадью 788 кв.м., расположен с особыми условиями использования территорий – затопление.

Административные истцы являются многодетной семьей, указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Согласно выписке из градостроительной документации города Якутска № 3732 от 24.07.2024 испрашиваемый земельный участок находится в функциональной зоне: зона акваторий (пункт 4.1 раздела 4 выписки).

В пункте 7.1 раздела 7 вышеуказанной выписки содержатся сведения о том, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А. Зона для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска.

Раздел 1 содержит координаты характерных точек земельного участка, совпадающие с координатами схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению.

Согласно разделу 11 испрашиваемый земельный участок образован в соответствии с Распоряжением «Об утверждении проекта планировки и межевания территории с. Пригородный городского округа «город Якутск» от 29.09.2016 № 1646р.

В письменном пояснении от 15.08.2024 № б/н Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) пояснило, согласно публичной кадастровой карты, в соответствии с установленными границами зон затопления с. Пригородный ГО «город Якутск» при половодьях 1% обеспеченности с максимальным уровнем воды 95,5 мБС, испрашиваемый земельный участок, находящийся по адресу: г. Якутск, с. Пригородный, Покровское шоссе попадает в зону затопления. Указало, что нахождение в зоне подтопления не устанавливает абсолютного запрета капитального строительства в зонах подтопления при искусственном повышении поверхности территорий.

Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации определены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зоны затопления и подтопления (подпункт 17).

Согласно пункту 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничения использования земельных участков, расположенных в зоне затопления и подтопления изложены в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 части 3 которой в границах зон затопления, подтопления запрещается строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.

В соответствии с частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.

Исходя из буквального толкования указанных норм Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на предоставление земельных участков в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность осуществления строительства объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты.

Таким образом, исходя из приведенных положений закона, сам по себе факт расположения земельного участка в зоне подтопления не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления участка в заявленных административным истцом целях - ведения личного подсобного хозяйства. В границах данной зоны с особыми условиями использования территории, ограничения использования земельных участков для индивидуального жилищного строительства не установлены.

С учетом изложенного, указание в качестве основания для отказа в предварительном согласовании, на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории: в зоне затопления и подтопления, является необоснованным и неправомерным.

Доводы представителя административного ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории с. Пригородный городского округа город Якутск отклоняются судом. В соответствии с проектом межевания и планирования территории (раздел 14 и 15 Выписки из Градостроительной документации) границы истребуемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства расположены в пределах утвержденных проектов.

При таких обстоятельствах отказ административного ответчика в предварительном согласовании названного земельного участка является незаконным и нарушающим его права и законные интересы.

В силу ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Доказательств обратного административными ответчиками в ходе судебного разбирательства не представлено.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

При этом, в связи с тем, что административным ответчиком не проверялось наличие иных обстоятельств, препятствующих предоставлению земельного участка, суд считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с требованиями законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Маклашова Олега Геннадьевича, Маклашовой Елены Гавриловны к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность от 03 мая 2024 года № 2916-ДИЗО/24 – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 03 мая 2024 года № 2916-ДИЗО/24.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска повторно рассмотреть заявление Маклашова Олега Геннадьевича, Маклашовой Елены Гавриловны от 28 марта 2024 входящий № 3484-ДИЗО/24.

Идентификатор сторон:

Маклашов Олег Евгеньевич, ____ года рождения, место рождения: ____, паспорт

Маклашова Елена Гавриловна, ____ года рождения, место рождения: ____, паспорт

Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, г. Якутск, Ленина, д. 15.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

___

___

Судья:                                                         Л.И. Маркова

Изготовлено: ____

2а-7233/2024 ~ М-6757/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маклашова Елена Гавриловна
Маклашов Олег Геннадьевич
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений ОА г.Якутска
ОА г.Якутска
Другие
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Маркова Лорана Ильинична
Дело на сайте суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация административного искового заявления
28.06.2024Передача материалов судье
28.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2024Подготовка дела (собеседование)
19.07.2024Рассмотрение дела начато с начала
13.08.2024Подготовка дела (собеседование)
13.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее