25RS0009-01-2022-000474-15 № 2а-407/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лесозаводск 24.04.2023
Лесозаводский районный суд Приморского края в составе судьи Гусева А.В.
при секретаре судебного заседания Кочегаровой С.В.,
с участием прокурора Палагиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец просит:
- признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа выразившиеся в непринятии мер по обустройству в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» организации уличного освещения по ул.Лизы Чайкиной, ул.Садовая, ул.Милицейская, ул.Линейная, Камышовая Лесозаводского городского округа.
- возложить на администрацию Лесозаводского городского округа обязанность организовать уличное освещение по ул.Лизы Чайкиной, ул.Садовая, ул.Милицейская, ул.Линейная, ул.Камышовая Лесозаводского городского округа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обосновывает тем, что в ходе проведенной прокуратурой совместно с сотрудником дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Лесозаводский» выездной проверки установлено, что в нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, на участке автодороги местного значения, расположенной по ул.Лизы Чайкиной, ул.Садовая, ул.Милицейская, ул.Камышовая, ул.Линейная Лесозаводского городского округа стационарное электрическое освещение отсутствует. Поскольку указанные автомобильные дороги являются автомобильными дорогами местного значения, расположены в границах Лесозаводского городского округа и являются собственностью городского округа, администрация Лесозаводского городского округа обязана организовать на них уличное освещение в ночное время суток. С целью устранения указанных нарушений прокуратурой главе администрации Лесозаводского городского округа 02.12.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Однако по результатам рассмотрения представления меры по организации освещения по ул.Лизы Чайкиной, ул.Садовая, ул.Милицейская, ул.Камышовая, ул.Линейная Лесозаводского городского округа не приняты. Поскольку указанные нарушения не устранены, отсутствие стационарного электрического освещения является существенным нарушением прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по ул.Лизы Чайкиной, ул.Садовая, ул.Милицейская, ул.Камышовая, ул.Линейная Лесозаводского городского округа в ночное время.
Прокурор, участвующий в деле, на заявленных требованиях и доводах административного иска настаивает.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен, по следующим основаниям:
1. Полагает, что виновное противоправное бездействие администрации ЛГО в непринятии мер по организации уличного освещения по ул. Лизы Чайкиной, ул. Садовая, ул. Милицейская, ул. Линейная, ул. Камышовая Лесозаводского городского округа в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007отсутствует, так как организация уличного освещения на указанных улицах в 2023 году будет невозможна вследствие объективных обстоятельств.
Так в соответствии с ч.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, и принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. В соответствии с п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов. В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
15.09.2020 постановлением администрации Лесозаводского городского округа № 173 утверждена муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Лесозаводском городском округе» на 2021-2027 годы. Решением Думы Лесозаводского городского округа от 20.12.2022 года№572-НПА утвержден бюджет Лесозаводского городского округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Статьей 1 указанного решения утвержденыосновные характеристики бюджета Лесозаводского городского округа на 2023 год.Согласно п. 3 ст. 1 данного решения Думы дефицит бюджета Лесозаводскогогородского округа составляет хххххххх,00 рублей. Мероприятия по организации уличного освещения по ул. Лизы Чайкиной, ул. Садовая, ул. Милицейская, ул. Линейная, ул. Камышовая Лесозаводского городского округа не отражены в расходной части бюджета Лесозаводского городского округа, а так же не предусмотрены муниципальной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Лесозаводском городском округе» на 2021-2027 годы.
При планировании работ на 2022 год было проведено рабочее совещаниеадминистрации ЛГО и ОГИБДД МО МВД России «Лесозаводский», по результатам которого администрации ЛГО предстояло определить приоритетные задачи на 2022 год, в том числе по организации уличного освещения на территории Лесозаводского городского округа. На указанном рабочем совещании ОГИБДД МО МВД России «Лесозаводский» было высказано мнение, что дороги по ул. Лизы Чайкиной, ул. Садовая, ул. Милицейская, ул. Линейная, ул. Камышовая Лесозаводского городского округа не имеют высокой интенсивности автомобильного и пешеходного движения, и не являются концентрацией притяжения дорожно-транспортных происшествий. При этом, ОГИБДД МО МВД России «Лесозаводский» было высказано мнение о высокой статистике дорожно-транспортных происшествий на переулке Объездной. Учитывая изложенную позицию ОГИБДД МО МВД России «Лесозаводский», представленную статистику дорожно-транспортных происшествий на переулке Объездной г. Лесозаводска, с учетом ограниченности финансовых средств (дефицита бюджета) предусмотренных в бюджете ЛГО на 2022 год на организацию уличного освещения Лесозаводского городского округа, администрацией ЛГО было принято решение поставить на 2022 год приоритетной задачу организации уличного освещения переулка Объездной. В 2022 году АО «Электросервис» была изготовлена проектно-сметная документация (далее - ПСД) на строительство уличного освещения по адресу: г. Лесозаводск, пер. Объездной. Между администрацией ЛГО и ООО «Коммунальные сети» были заключены контракты, в рамках которых администрацией ЛГО организованы и ведутся по настоящее время работы по строительству уличного освещения переулка Объездной г. Лесозаводск. В настоящее время, с учетом поступления бюджетных средств на реализациюмероприятий в рамках муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Лесозаводском городском округе» на 2021-2027 годы, ведется работа по заключению муниципальных контрактов для завершения работ по строительству уличного освещения переулка Объездной г. Лесозаводск.
2. Кроме того, в настоящее время у администрации ЛГО образовались обязательства по исполнению порядка 40 вступивших в законную силу решенийсудов 2013 - 2021 годов на сумму около хххххххх миллионов рублей. Для исполнения требований и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора, учитывая существенное количество неисполненных решений судов потребуются значительные материальные затраты, которые в связи с тяжелым материальным положением (дефицитом бюджета) у администраций ЛГО отсутствуют. Соответственно данное обстоятельство лишает администрацию ЛГО возможности исполнить данные требования в 12-ти месячный срок, а именно - в 2023 году. В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным иобоснованным. При этом, исходя из смысла закона, решение суда должно бытьисполнимым. Возложенные судом обязанности, не предусмотренные расходной частью Бюджета, приведут к нецелевому использованию Бюджетных средств, что в свою очередь влечет нарушение Бюджетного законодательства. Нарушение одних законов, для исполнения других, не допустимо. С учетом того, что бюджет на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов утвержден, с учетом имеющихся не исполненных и подлежащих исполнению обязательств по вступившим в законную силу решениям судов 2013 - 2022 годов на сумму около хххххххх миллионов рублей, с учетом тяжелого материального положения (дефицит бюджета) администрация ЛГО не имеет реальной возможности исполнить требования и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора в 12-ти месячный срок, но готова включить мероприятия по организации уличного освещения по ул. Лизы Чайкиной, ул. Садовая, ул. Милицейская, ул. Линейная, ул. Камышовая Лесозаводского городского округа в муниципальную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Лесозаводском городском округе» на 2021-2027 годы, а именно включить указанные мероприятия для исполнения в 2024 - 2025 годах.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 указанного Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Аналогичные положения закреплены также в ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3, ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст).
Согласно требованиям 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Согласно пункту 6.9.2 включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766. На основании п.4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766-2007 Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Поскольку указанные нарушения не устранены, отсутствие стационарного электрического освещения является существенным нарушением прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по ул.Лизы Чайкиной, ул.Садовая, ул.Милицейская, ул.Камышовая, ул.Линейная Лесозаводского городского округа в ночное время, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что виновное противоправное бездействие администрации ЛГО в непринятии мер по организации уличного освещения по ул. Лизы Чайкиной, ул. Садовая, ул. Милицейская, ул. Линейная, ул. Камышовая Лесозаводского городского округа в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует, так как организация уличного освещения на указанных улицах в 2023 году будет невозможна вследствие объективных обстоятельств, не состоятельны, поскольку администрации ЛГО длительное время (еще до внесения представления) не принимала никаких мер по организации уличного освещения указанных улиц.
Доводы представителя административного ответчика о том, что администрация ЛГО не имеет реальной возможности исполнить требования и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора в 12-ти месячный срок, но готова включить мероприятия по организации уличного освещения по ул. Лизы Чайкиной, ул. Садовая, ул. Милицейская, ул. Линейная, ул. Камышовая Лесозаводского городского округа в муниципальную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Лесозаводском городском округе» на 2021-2027 годы, а именно включить указанные мероприятия для исполнения в 2024 - 2025 годах, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с заявленными прокурором требованиями, проведение указанных мероприятий (с учетом времени вступления решения суда в законную силу) возможно не ранее мая 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа выразившиеся в непринятии мер по обустройству в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» организации уличного освещения по ул.Лизы Чайкиной, ул.Садовая, ул.Милицейская, ул.Линейная, Камышовая Лесозаводского городского округа.
Возложить на администрацию Лесозаводского городского округа обязанность организовать уличное освещение по ул.Лизы Чайкиной, ул.Садовая, ул.Милицейская, ул.Линейная, ул.Камышовая Лесозаводского городского округа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лесозаводский районный суд Приморского края, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Гусев