2а-1905/2019
УИД26RS0023-01-2019-004639-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Колесникова Д.В.,
при секретаре Супруновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу к Никитиной Инне Валерьевне – соучредителю СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», Николаевой Анне Георгиевне – соучредителю СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», редакции СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа» о признании недействительной регистрации СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа»,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу, обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе производства по административному делу, к НикитИ. И. В. – соучредителю СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», Николаевой А. Г. – соучредителю СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», редакции СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа» о признании недействительной регистрации СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа».
Из содержания административного искового заявления я следует, что Южным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещании и средств массовой информации выдано свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации (далее - СМИ) – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», регистрационный номер Эл .............. от 17.05.2004 г., соучредителям которого являются НикитИ. И. В. и Николаева А. Г.. В ходе государственных реформ и административных преобразований 1990-х годов функции по регистрации СМИ были переданы Государственному Комитету Российской Федерации по печати. Указом Президента Российской Федерации от 06.06.1999 № 885 «О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций» Государственный Комитет Российской Федерации по печати был ликвидирован, а его функции переданы образованному Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (далее – МПТР). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции упразднённого МПТР переданы Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 образована подведомственная Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, с передачей ей функций по регистрации средств массовой информации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.03.2007 № 320 «О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия» Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура). Согласно Приказу Россвязьохранкультуры от 14.01.2008 № 6 «О регистрации средств массовой информации центральным аппаратом Россвязьохранкультуры и её территориальными управлениями» полномочия по регистрации СМИ, продукция которых предназначена для распространения на территории Ставропольского края, с 01.05.2008 переданы Управлению Россвязьохранкультуры по Ставропольскому краю. Согласно Указам Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года № 724 и от 03.12.2008 № 1715 Россвязьохранкультура реорганизована в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 07.12.2012 № 1283 Управление Роскомнадзора по Ставропольскому краю переименовано в Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу. Заявленные в заявлении на регистрацию СМИ периодичность выпуска - пять раз в неделю, по 30 минут в сутки, тематика - общественно-политическая, информационная, культурно-познавательная, музыкальная, реклама до 25 %, территория распространения - город Минеральные Воды и Минераловодский район Ставропольского края. Статус данного СМИ - является действующим. В соответствии с п. 9.1.1. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу, утвержденного приказом руководителя Роскомнадзора от 25.01.2016 № 49, на Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу возложены функции государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания. В соответствии с п. 9.2.1. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу полномочия по регистрации средств массовой информации отнесены к компетенции Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу. В соответствии с п. 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания. В соответствии с п. 9.1.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу, утвержденного приказом руководителя Роскомнадзора от 25.01.2016 № 49, на Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу возложены функции государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания. В соответствии с п. 9.2.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу полномочия по регистрации средств массовой информации отнесены к компетенции Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу. В соответствии с положениями ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае, если средство массовой информации не выходит в свет (эфир) более одного года. Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» поскольку прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность его регистрации и устава редакции (часть 6 статьи 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»), решение о прекращении деятельности средства массовой информации затрагивает права и интересы не только учредителя (соучредителей), но и редакции, которая в силу части 1 статьи 8 названного Закона вправе осуществлять производство и выпуск средства массовой информации с момента его регистрации. С учетом этого к участию в деле о прекращении деятельности средства массовой информации привлекается как его учредитель (соучредитель), так и редакция. Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (далее ФЗ № 77-ФЗ) производители аудиовизуальной продукции в целях ее учета, хранения и использования в государственных архивах и библиотечно-информационных фондах документов доставляют в Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) по два обязательных экземпляра аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир. В период с 04 мая 2019 года по 06 мая 2019 года на основании Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу в 2019 году, утверждённого приказом руководителя Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 21.11.2018 г. № 261, Плана производственной деятельности Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на июнь 2019 года, утверждённого 20.05.2019 г. и Приказа от 10.01.2018 № 1-нд «Об объеме планового систематического наблюдения на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации» Управлением Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу совместно с Управлением по Ставропольскому краю филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах было проведено плановое систематическое наблюдение по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в отношении СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», регистрационный номер Эл № 10-5622 от 17.05.2004 г. В результате проверки сведений о деятельности СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа» выявлено нарушение. Данные обстоятельства подтверждаются докладной запиской, составленной по результатам проведенного мероприятия систематического наблюдения в отношении СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа» № 503-дн от 06.06.2019 г. На запрос Управления от 22.04.2019 г. № 4933-06/26 ВГТРК о поступлении обязательных экземпляров радиопрограммы «Минераловодский голос народа», регистрационный номер Эл № 10-5622 от 17.05.2004 г., был получен ответ от 29.05.2019 г. № 1269/908/03, свидетельствующий о том, что в указанное учреждение обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции радиопрограммы «Минераловодский голос народа» не поступают. Статьей 31 Федерального закона от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено, что радиовещание осуществляется на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, каковым является Роскомнадзор. Согласно сведениям из ЕИС Роскомнадзора лицензии на осуществление вещания радиопрограммы «Минераловодский голос народа» не выдавались. Согласно общему правилу пункта 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность из действий предполагаются, пока не доказано иное. Исходя из данного правила отсутствие действующей лицензии на осуществление вещания СМИ радиопрограммы «Минераловодский голос народа» подтверждает факт невыхода в эфир указанного СМИ. Управлением по Ставропольскому краю филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах по заданию Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 23.05.2019 г. № 6331-06/26 было проведено систематическое наблюдение в отношении СМИ– радиопрограммы «Минераловодский голос народа». Согласно заключению о результатах проведения мероприятия от 04.06.2019 г. № 86 вещание СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа» не осуществляется. Административным истцом в целях досудебного урегулирования спора в адреса соучредителей СМИ и редакции СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа» были направлены письма исх. от 07.06.2019 г. № 7040-06/26 о результатах мероприятия и с предложением представить в Управление решение о прекращении деятельности СМИ (ст. 16 Закона о СМИ). Однако письма были возвращены в Управление по истечении срока хранения и не востребованием почтовых отправлений адресатом. До настоящего времени заявление о прекращении деятельности СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа» в Управление не поступило. Из всех вышеизложенных обстоятельств Управление делает вывод, что СМИ – радиопрограмма «Минераловодский голос народа», регистрационный номер Эл № 10-5622 от 17.05.2004 г. не выходит в свет более одного года. Невыход средства массовой информации в свет более одного года в соответствии с п. 2. ч. 1. ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) является основанием для признания недействительной регистрации данного средства массовой информации. Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу считает, что существование фактически недействующего СМИ препятствует праву других лиц зарегистрировать СМИ с подобным наименованием и формой распространения, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона о СМИ учредителю будет отказано в регистрации СМИ, если регистрирующим органом ранее было зарегистрировано СМИ с тем же названием и формой распространения. Так, в соответствии с действующей редакцией статья 15 закона о СМИ регистрация средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа. В соответствии со статьей 19 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 КАС РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. На основании части 3 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом. В соответствии с п. 55 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации» копии административного искового заявления и приложенных к нему документов считаются доставленными (врученными) и, соответственно, требования изложенной нормы права соблюденными и в тех случаях, когда они поступили лицу, которому они направлены (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними (п.1 ст. 165.1 ГК РФ). При этом, согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзаце первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Согласно заявлению и свидетельству о регистрации Эл .............. от 17.05.2004 г. соучредитель СМИ радиопрограммы «Минераловодский голос народа» НикитИ. И. В. находится по адресу: .............., соучредитель СМИ радиопрограммы «Минераловодский голос народа» Николаева А. Г. находится по адресу: .............., редакция СМИ радиопрограммы «Минераловодский голос народа» находится по адресу: ............... В соответствии с частью 3 статьи 263 КАС РФ, если место нахождения руководящего органа, руководителя, представителя, учредителя или главного редактора неизвестно, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации средств массовой информации. Административный истец просит признать недействительной регистрацию СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», регистрационный номер Эл .............. от 17.05.2004.
Стороны надлежащем образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика СМИ - радиопрограммы «Минераловодский голос народа», административные ответчики Никитина И.В., Николаева А.Г., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Представителю административного ответчика СМИ - радиопрограммы «Минераловодский голос народа», административным ответчикам Никитиной И.В. и Николаевой А.Г. судом были направлены копия искового заявления с приложенными документами, а также копия определения о принятии административного искового заявления к производству и подготовке дела с судебному разбирательству, содержащее информацию о нахождении данного административного дела в производстве Минераловодского городского суда, а также о том, что участвующие в деле лица могут направлять и получать информацию о данном деле в Минераловодском городском суде: по адресу: 357203 гор. Минеральные Воды, ул. Карла Маркса, 58, тел. (87922) 6-42-38, факс, тел. (87922) 6-43-89, 6-45-46; на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети «Интернет» - http://mineralovodsky.stv.sudrf.ru; по электронной почте суда по адресу: mineralovodsky.stv@sudrf.ru.
Определение и копия иска направлены в адрес СМИ - радиопрограммы «Минераловодский голос народа» по адресу (месту нахождения), указанному в свидетельстве о регистрации СМИ Эл .............. от 17.05.2004 и Едином государственном реестре юридических лиц: город Минеральные Воды, ул. Ставропольская, д. 11.
Определение и копия иска направлены в адрес Никитиной И.В. и Николаевой А.Г. по адресам, указанным в свидетельстве о регистрации СМИ Эл .............. от 17.05.2004 и по адресам регистрации по месту жительства, указанным в адресных справках.
В соответствии с п. 55 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами административного судопроизводства Российской Федерации» копии административного искового заявления и приложенных к нему документов считаются доставленными (врученными) и в тех случаях, когда они поступили лицу, которому они направлены (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними (п.1 ст. 165.1 ГК РФ).
При этом, согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзаце первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Административные ответчики по делу были надлежащем образом уведомлены о времени и месте судебного заседания судебными повестками, направленными им с уведомлением о вручении, заблаговременно по адресам, указанным в свидетельстве о регистрации СМИ Эл .............. от 17.05.2004 и по адресам регистрации по Информация о дате и времени рассмотрения дела была размещена на официальном сайте Минераловодского городского суда.
В силу части 1 статьи 140 КАС РФ судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.
Пунктом 1 части 1 статьи 150 КАС РФ предусмотрено, что суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания.
Способы и порядок извещения и вызова в суд участников процесса установлены главой 9 КАС РФ, которая предусматривает различные способы извещения, при этом должен быть с достоверностью подтвержден факт уведомления участника процесса о времени и месте судебного разбирательства.
Положения статей 96, 99, 150, 152 КАС РФ не позволяют суду рассматривать дело без надлежащего уведомления лиц, в нем участвующих, прямо устанавливая, что лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова; лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте; в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания, разбирательство дела откладывается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Судебные повестки были направлены административным ответчикам своевременно и были ими получены, что подтверждается сведениями сайта «Почта России», в связи с чем они считаются извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
От административных ответчиков не поступало заявлений об отложении судебного заседания и документов об уважительной причине неявки.
Суд, с учетом обстоятельств, установленных по делу, признал явку административных ответчиков не обязательной, и в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствии неявившихся участников процесса.
Административные ответчики письменных возражений на административное исковое заявление суду не предоставили.
Суд, изучив в судебном заседании доводы административного истца, исследовав доказательства подтверждающие исковые требования, при отсутствии возражений со стороны административных ответчиков, установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
17.05.2004 года Южным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещании и средств массовой информации было выдано свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», регистрационный номер Эл .............. от 17.05.2004 г., соучредителям которого являются НикитИ. И. В. и Николаева А. Г..
Указом Президента Российской Федерации от 06.06.1999 № 885 «О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций» Государственный Комитет Российской Федерации по печати был ликвидирован, а его функции переданы образованному Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (далее – МПТР).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции упразднённого МПТР переданы Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 была образована подведомственная Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, с передачей ей функций по регистрации средств массовой информации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.03.2007 № 320 «О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия» Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) была преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура).
Согласно Приказу Россвязьохранкультуры от 14.01.2008 № 6 «О регистрации средств массовой информации центральным аппаратом Россвязьохранкультуры и её территориальными управлениями» полномочия по регистрации СМИ, продукция которых предназначена для распространения на территории Ставропольского края, с 01.05.2008 были переданы Управлению Россвязьохранкультуры по Ставропольскому краю.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года № 724 и от 03.12.2008 № 1715 Россвязьохранкультура была реорганизована в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 07.12.2012 № 1283 Управление Роскомнадзора по Ставропольскому краю переименовано в Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Таким образом Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу (Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу) является надлежащим административным истцом по данному делу.
Согласно сведениям, указанным в заявлении на регистрацию средства массовой информации от 17.05.2004 года, а регистрационной карточке средства массовой информации - радиопрограммы «Минераловодский голос народа», периодичность выпуска радиопрограммы «Минераловодский голос народа» составляет пять раз в неделю, по 30 минут в сутки, тематика - общественно-политическая, информационная, культурно-познавательная, музыкальная, реклама до 25 %, территория распространения - город Минеральные Воды и Минераловодский район Ставропольского края.
В соответствии с п. 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 (далее - Положение о Роскомнадзоре), Роскомнадзор осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
Согласно п. 9.1.1. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу, утвержденного приказом руководителя Роскомнадзора от 25.01.2016 № 49, на Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу возложены функции государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания.
В соответствии с п. 9.2.1. Положения полномочия по регистрации средств массовой информации отнесены к компетенции Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае, если средство массовой информации не выходит в свет (эфир) более одного года.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» поскольку прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность его регистрации и устава редакции (часть 6 статьи 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»), решение о прекращении деятельности средства массовой информации затрагивает права и интересы не только учредителя (соучредителей), но и редакции, которая в силу части 1 статьи 8 названного Закона вправе осуществлять производство и выпуск средства массовой информации с момента его регистрации.
С учетом изложенного административными ответчиками по данному делу являются соучредители СМИ – Николаева А.Г. и Никитина И.В. и редакция СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (далее ФЗ № 77-ФЗ) производители аудиовизуальной продукции в целях ее учета, хранения и использования в государственных архивах и библиотечно-информационных фондах документов доставляют в Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) по два обязательных экземпляра аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир.
Как установлено судом в период с 04 мая 2019 года по 06 мая 2019 года на основании Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу в 2019 году, утверждённого приказом руководителя Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 21 ноября 2018 г. № 261, а также Плана производственной деятельности Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на июнь 2019 года, утверждённого 20 мая 2019 г. и Приказа от 10 января 2018 г. № 1-нд «Об объеме планового систематического наблюдения на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации» Управлением Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, совместно с Управлением по Ставропольскому краю филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах проводилось плановое систематическое наблюдение по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в отношении СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», регистрационный номер Эл № .............. от 17 мая 2004 г.
В результате проверки сведений о деятельности СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа» были рассмотрены следующие документы: скриншот от 06 мая 2019 года, запрос в ВГТРК от 22 апреля 2019 года, письмо ВГТРК от 31 мая 2019 года, запрос в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по СК от 23 мая 2019 года, заключение Управления по СК филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском Федеральных округах о результатах проведения проверки соблюдения обязательных требований законодательства о СМИ в ходе планового систематического наблюдения в отношении СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», и были выявлены нарушения требований ст. 15, а также ст.12 и ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»: СМИ – радиопрограмма «Минераловодский голос народа» не выходила в эфир более года; в нарушение п. 2 ч.1 ст. 12 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в ФГУП «ВГТРК» обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции радиопрограммы «Минераловодский голос народа» не поступают; в нарушение требований ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в Уставе СМИ отсутствуют юридические последствия ликвидации или реорганизации, изменения организационно-правовой формы редакции, а также иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава учредителей.
Указанные обстоятельства подтверждаются докладной запиской от 06 июня 2019 года, заключением от 04 июня 2019 года Управления по СК филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском Федеральных округах о результатах проведения проверки соблюдения обязательных требований законодательства о СМИ в ходе планового систематического наблюдения в отношении СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», составленных по результатам проведенного мероприятия систематического наблюдения в отношении СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа».
22 апреля 2019 года Управлением Роскомнадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу в адрес ФГУП «ВГТРК» был направлен запрос № 4933-06/26 о поступлении обязательных экземпляров радиопрограммы «Минераловодский голос народа», регистрационный номер Эл .............. от 17 мая 2004 г., на который был получен ответ от 29 мая 2019 г. № 1269/908/03, согласно которому в указанное учреждение обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции радиопрограммы «Минераловодский голос народа» не поступают.
Согласно сведениям из ЕИС Роскомнадзора лицензии на осуществление вещания радиопрограммы «Минераловодский голос народа» не выдавалось.
Управлением по Ставропольскому краю филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах по заданию Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 23 мая 2019 г. № 6331-06/26 было проведено систематическое наблюдение в отношении СМИ– радиопрограммы «Минераловодский голос народа».
Согласно заключению о результатах проведения мероприятия от 04.06.2019 г. № 86 вещание СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа» не осуществляется.
В целях досудебного урегулирования спора административным истцом в адрес административных ответчиков были направлены письма от 07 июня 2019 г. № 7040-06/26 о результатах мероприятия и с предложением представить в Управление решение о прекращении деятельности СМИ, в соответствии с требованиями ст. 16 Закона о СМИ).
Однако указанные письма были возвращены в Управление по истечении срока хранения и не востребованием почтовых отправлений адресатами.
До настоящего времени заявление о прекращении деятельности СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа» в Управление не поступило.
Согласно заявлению и свидетельству о регистрации Эл .............. от 17 мая 2004 г. соучредитель СМИ радиопрограммы «Минераловодский голос народа» НикитИ. И. В. находится по адресу: .............., соучредитель СМИ радиопрограммы «Минераловодский голос народа» Николаева А. Г. находится по адресу: .............., редакция СМИ радиопрограммы «Минераловодский голос народа» находится по адресу: .............., ...............
Согласно адресным справкам Николаева А.Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ..............; Никитина И.В. зарегистрирована по адресу: ..............
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 15 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае: 2) если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года.
Судом при рассмотрении данного дела установлено, что СМИ – радиопрограмма «Минераловодский голос народа», регистрационный номер Эл .............. от 17.05.2004 г. не выходит в свет (в эфир) более одного года. Доказательств обратного административными ответчиками суду не представлено.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» при разрешении дел о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации необходимо иметь в виду, что исчерпывающий перечень оснований для этого определен в статье 15 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Указанное в части 5 статьи 8 данного Закона основание (учредитель не приступил к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации) является частным случаем основания, предусмотренного в пункте 2 части 1 статьи 15 этого Закона (средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года).
В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. В уставе редакции должны быть определены:1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.
Согласно ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия). Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на территории Российской Федерации в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.
Судом установлены основания для признания регистрации средства массовой информации - радиопрограммы «Минераловодский голос народа» недействительной поскольку средство массовой информации радиопрограммы «Минераловодский голос народа» не выходит в свет (в эфир) более одного года, следовательно административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу подлежат полному удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются в том числе и государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков)
Административный истец, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу, при подаче административного искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая изложенное, поскольку административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу удовлетворено, то с административного ответчиков НикитИ. И. В. – соучредителя СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», Николаевой А. Г. – соучредителя СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», редакции СМИ – радиопрограммы «Минераловодский голос народа», солидарно, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № 10-5622 ░░ 17 ░░░ 2004 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░