№ 2а-1012/2023
24RS0007-01-2023-001127-30
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 ноября 2023 года с. Богучаны Красноярского края
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Полюдовой О.А.
при секретаре судебного заседания Никитиной А.А.,
с участием ст.помощника прокурора Богучанского района Жалба И.В.
представителя ФКУ ИК №42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю Пименова А.Н.
осуждённого Ахадова Ш.Х.,
переводчика Ашурова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН Росси по Красноярскому краю об установлении административного надзора в отношении осуждённого Ахадова Ш.Х..
У С Т А Н О В И Л:
Врио начальника исправительной колонии №42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю обратился с исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении подлежащего освобождению из исправительного учреждения 28 марта 2024 года осуждённого Ахадова Ш.Х. сроком на три года со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания и установлении ему административных ограничений в виде возложении обязанности являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания два раза в месяц для регистрации. Свои требования мотивировал тем, что подлежащий освобождению Ахадов Ш.Х. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания 06 апреля 2017 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Представитель исправительного учреждения Пименов А.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал по основания изложенным в заявлении.
Осуждённый Ахадов Ш.Х. против установления ему административного надзора возражал и пояснил, что он прибыл в Российскую Федерацию в 2001 году, в органы УФМС России по вопросу оформления документов, подтверждающих законность проживания либо пребывания на территории РФ, лично не обращался.
Ст.помощник прокурора Богучанского района Красноярского края Жалба И.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку каких-либо законных оснований для проживания Ахадова Ш.Х. на территории Российской Федерации после отбытия им наказания, не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 указанного закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение … тяжкого или особо тяжкого преступления.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.3 указанного закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.4 указанного закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 указанного закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
Согласно абзацу 9 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящимся в Российской Федерации является иностранный гражданин, имеющий действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу пунктов 5, 6 части 1 статьи 7, пунктов 5, 6 части 1 статьи 9 того же Федерального закона разрешение на временное проживание или вид на жительство иностранному гражданину не выдаются, а ранее выданные разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулируются в случае, если данный иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято такое решение, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случая, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Ахадов Ш.Х. является гражданином Республики Таджикистан, осуждён приговором Ленинского районного суда г. Красноярска от 15 декабря 2014 года за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ к наказанию в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением начальника ФКУ ЛИУ-34 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 06 апреля 2017 года за повторное нарушение установленного порядка отбывания наказания в течении одного года, за каждое из которых был водворен в штрафной изолятор, Ахадов Ш.Х., признан злостным нарушителем режима отбывания наказания.
Таким образом, Ахадов Ш.Х. осуждён за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания в местах лишения свободы был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, на него распространяется действие п.1 ч.1 ст.3 и п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Вместе с тем, Ахадов Ш.Х. является гражданином Республики Таджикистана. В Российскую Федерацию прибыл в 2001 году из Таджикистана, с этого времени находился на территории РФ, за пределы Российской Федерации не выезжал. В органы УФМС России по вопросу оформления документов, подтверждающих законность проживания либо пребывания на территории РФ, не обращался.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № 5540-рн от 17 октября 2019 года пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Таджикистан Ахадова Ш.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании ч.4 ст.25.10 Федерального закона №114-ФЗ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч.11 ст.31 Федерального закона №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признано нежелательным. После отбытия наказания Ахадов Ш.Х. обязан выехать из Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у подлежащего освобождению из мест лишения свободы Ахадова Ш.Х., являющегося гражданином Республики Таджикистан, отсутствуют законные основания для проживания (пребывания) на территории Российской Федерации после освобождения, в связи с чем, в отношении него не может быть установлен административный надзор.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-42 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░