УИД 68RS0002-01-2024-001710-81
2а-1436/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
Судьи Бабкиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Сарычевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Тамбова Тамбовской области к Специализированному отделению судебных приставов по Тамбовской области Главного межрегионального управления ФССП России, Главному межрегиональному управлению ФССП России, судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Тамбовской области Главного межрегионального управления ФССП России Шаровой Елене Александровне об отсрочке взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Тамбова Тамбовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП с требованием об отсрочке взыскания исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что на основании решения Ленинского районного суда г.Тамбова по административному делу №2-2305/2023 на администрацию г.Тамбова Тамбовской области возложена обязанность предоставить Тимофееву С.П. и Тимофееву М. С. благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма общей площадью не менее 29,1 кв.м.
В связи с неисполнением истцом исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, административным ответчиком вынесено постановление о взыскании с администрации города Тамбова Тамбовской области исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Администрацией города Тамбова Тамбовской области принимаются все необходимые меры для исполнения решения суда.
В рамках исполнения вышеуказанного судебного решения даны предложения о включении вышеуказанных мероприятий в проект бюджета городского округа — город Тамбов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. В связи с тяжелой экономической ситуацией, городской бюджет испытывает финансовые сложности и на момент вынесения требования судебным приставом-исполнителем выделение дополнительных бюджетных ассигнований не представлялось возможным. Самостоятельно принимать решение о перераспределении бюджетных ассигнований по соответствующим статьям расходов муниципального бюджета Администрация города Тамбова не полномочна.
Постановлением администрации г. Тамбова от 09.10.2007г. №6784 жилой *** признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2019г. №414 утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 годы.
В указанную Программу могут быть включены дома, признанные аварийными и подлежащие сносу или реконструкции. Поскольку вышеуказанный дом признан непригодным для проживания включить его в Программу переселения не представляется возможным.
В настоящее время администрацией города Тамбова Тамбовской области осуществляется подборка жилых помещений из числа муниципального жилищного фонда для представления Тимофееву С.П. и Тимофееву М.С.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП Шарова Е.А., ГМУ ФССП России, в качестве заинтересованных лиц – прокуратура Советского района г.Тамбова, Тимофеев С.П., Тимофеев М.С.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бурлина С.Ю. требования административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России Шарова Е.А., представители административных ответчиков СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России, представитель заинтересованного лица прокуратуры Советского района г.Тамбова, заинтересованные лица Тимофеев С.П., Тимофеев М.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 11 ст.30 названного закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 данного закона.
Статьей112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 N1-П указано, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.
В п. 78 того же постановления разъяснено, что по смыслу ч. 1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 01.11.2023г., вступившим в законную силу 05.02.2024г., на администрацию города Тамбова Тамбовской области возложена обязанность предоставить Тимофееву С.П. и Тимофееву М. С. благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, по договору социального найма общей площадью не менее 29,1 кв.м.
22.03.2024г. на основании выданного Ленинским районным судом г.Тамбова исполнительного листа ФС *** (л.д.27) в отношении должника администрации города Тамбова Тамбовской области возбуждено исполнительное производство ***-ИП и администрации города Тамбова Тамбовской области предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда (л.д.28).
Данное постановление получено представителем администрации г.Тамбова Тамбовской области 25.03.2024г. (л.д.13).
05.04.2024г. ввиду неисполнения администрацией г.Тамбова Тамбовской области требований исполнительного документа судебным приставом – исполнителем СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России Шаровой Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 руб. (л.д.29).
Постановлением администрации г.Тамбова от 09.10.2007г. №6784 жилой *** признан непригодным для проживания (л.д.45).
Во исполнение решения суда Тимофееву С.П. было предложено и показано жилое помещение, расположенное по адресу: *** по ***. От предложенного жилого помещения Тимофеев С.П. отказался (л.д.46).
Письмами от 04.04.2024г., 03.05.2024г. (л.д. 30, 30 обор.) администрацией г.Тамбова сообщено судебному приставу-исполнителю о том, что администрацией города Тамбова принимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, в связи с чем просили отложить исполнительные действия в рамках исполнительного производства.
Согласно письму Управления материально-технического обеспечения администрации г.Тамбова от 31.05.2024г. остаток бюджетных обязательств, предусмотренных в лимитах бюджетных обязательств администрации г.Тамбова Тамбовской области на расходы по оплате исполнительских сборов в рамках исполнительного производства, по состоянию на 01.06.2024г. отсутствует (л.д. 47).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Изложенное свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, который является заведомо недостаточным.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок отсутствует.
Суд также принимает во внимание, что администрация города Тамбова Тамбовской области является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке. Самостоятельно принимать решение о перераспределении бюджетных ассигнований по соответствующим статьям расходов муниципального бюджета администрация города Тамбова Тамбовской области не полномочна.
Из представленных суду сведений следует, что на настоящий момент средств на оплату исполнительского сбора у администрации г.Тамбова отсутствуют.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о наличии оснований для предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск администрации города Тамбова Тамбовской области удовлетворить.
Отсрочить взыскание исполнительского сбора в сумме 50000 руб., взысканного постановлением судебного пристава - исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Тамбовской области Главного межрегионального управления ФССП России Шаровой Еленой Александровной от 05.04.2024г. в рамках исполнительного производства ***-ИП, до 31.12.2024г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Бабкина
Решение изготовлено в окончательной форме 21 июня 2024 года.
Судья Н.В. Бабкина