№ 2а-26/2024
УИД 46RS0028-01-2023-000794-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2024 г. г. Щигры
Щигровский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Малыхина Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Москалевой Т.С.,
с участием представителя административного истца – помощника Щигровского межрайонного прокурора Курской области Бугая Д.Р.,
представителя административного ответчика – главы Администрации муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области Скрябина Б.Г., действующего на основании решения Собрания депутатов Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О главе Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области» и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О вступлении в должность»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Щигровского межрайонного прокурора поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельный участок, занятый кладбищем, привести кладбище в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Щигровский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области.
Как указано в административном иске, для реализации указанных правовых норм, на территории муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области постановлением главы Охочевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления и размер бесплатно предоставляемого участка для погребения и Положение о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела в Охочевском сельсовете Щигровского района, утвержденное постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Земельный участок расположеный на территории Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области площадью 1,7 га., выделен на безвозмездной основе ОБУССОКО «Щигровский дом социального обслуживания» постановлением главы Администрации Щигровского района и города Щигры Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, для размещения кладбища.
Разрешения на производимые работы ОБУССОКО «Щигровский дом социального обслуживания» в установленном законом порядке не получал, захоронение умерших осуществляется санитарами ритуального зала, состоящими в штате ОБУССОКО «Щигровский дом социального обслуживания».
Согласно сведений ППК «Роскадастр» земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет декларированную площадь 17000 м.кв., права на данный объект недвижимости не зарегистрированы.
Административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1,7 га., занятого кладбищем; возложить на Администрацию муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1,7 га., занятый кладбищем в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; Администрацию муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области обеспечить выдачу разрешений на захоронение на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1,7 га., занятого кладбищем с момента регистрации права собственности на указанный земельный участок; Администрацию муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области привести кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно: обеспечить кладбище системой дренажа; произвести обваловку территории кладбища, обеспечить благоустройство территории кладбища, оборудовать системой водоснабжения и водоотведения для нужд кладбища, обеспечить оборудование контейнерными площадками для накопления ТКО на кладбище в течение 6 месяцев со дня регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №
В судебном заседании представитель административного истца Бугай Д.Р. административные исковые требования поддержал по изложенным основаниям и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика – глава Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области Скрябин Б.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признал, указав, что спорный земельный участок был предоставлен ОБУССОКО «Щигровский психоневрологический интернат» в 1997 году на законных основаниях и использовался указанным учреждением на протяжении 20 лет. В настоящее время проведено выездное совещание с представителем Дома интерната, на котором достигнута договоренность о том, что захоронения производятся и регистрируются муниципалитетом, как с лицом, осуществляющим деятельность на территории сельского поселения. Законных оснований для изъятия данной земли для муниципальных целей нет, так как на территории сельских поселений есть ещё 8 кладбищ для захоронения жителей муниципалитета.
Представитель заинтересованного лица директор ОБУССОКО «Щигровский дом социального обслуживания» Сапронова Л.И. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство, в котором указала, что считает требования Щигровского межрайонного прокурора законными и обоснованными. Учреждение осуществляет захоронение умерших получателей социальных услуг на земельном участке площадью 1,7 га., выделенном из земель ТОО «Зеленая Роща» Щигровскому психоневрологическому интернату для размещения кладбища» с 1997 года. Соответственно, фактически, указанный земельный участок представляет собой действующее место захоронения. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация Щигровского района Курской области, в судебное заседание представителя не направила, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, возражений не представила, о рассмотрении в отсутствие представителя не просила. Ранее, при рассмотрении дела (28.02.2024), разрешение заявленных административных исковых требований представитель Краснобаев А.Г. оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство имущества Курской области, в судебное заседание представителя не направило, о дне, месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом, представило отзыв, в котором указало, что административные исковые требования Щигровского межрайонного прокурора к Администрации муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области считает подлежащими удовлетворению, поскольку кладбища, расположенные за пределами населенных пунктов, не имеющие культурно-исторического значения, должны располагаться на землях промышленности и иного специального значения. Перевод земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, из одной категории в другую осуществляется в порядке, установленном постановлением Администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №-па «О реализации на территории Курской области положений Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Акт о переводе земель или земельных участков в состав таких земель из одной категории в другую принимается Правительством Курской области на основании ходатайства заинтересованного лица. В связи с чем, Администрация муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района в целях решения вопросов местного значения вправе инициировать перевод земельного участка с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения в земли категории, соответствующей виду разрешенного использования «для размещения кладбищ». Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация города Щигры Курской области, в судебное заседание представителя не направила, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила отзыв, в котором указала, что земельный участок выделен на безвозмездной основе дому социального обслуживания постановлением главы Администрации Щигровского района и города Щигры Курской области от 24.07.97 № 176, расположен на территории Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области для размещения кладбища, а потому обязанность по регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок лежит на Администрации Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, показания свидетеля ФИО7, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:
- о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;
- о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
- быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
- быть подвергнутым кремации;
- о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
Исходя из положений п. 3 ст. 5 Федерального закона № 8-ФЗ в случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В соответствии с ч. 6 Федерального закона № 8-ФЗ исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Исходя из положений ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
В соответствии с п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Закона Курской области от 23.08.2016 № 57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Исходя из положений ст. 9 Федерального закона №8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Исходя из положений ч. 3 ст. 12 Федерального закона №8-ФЗ в целях обеспечения гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.
Согласно ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Исходя из положений п. 1 ст. 17 Федерального закона №8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Как указано в административном исковом заявлении и не отрицалось административным ответчиком при рассмотрении дела, для реализации указанных правовых норм, на территории муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области постановлением главы Охочевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Порядок предоставления и размер бесплатно предоставляемого участка для погребения и Положение о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела в Охочевском сельсовете Щигровского района, утвержденное постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 Порядка, для погребения умершего отводится участок земли по норме, установленной администрацией муниципального образовании, при предъявлении лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, свидетельства о смерти, а также в случае погребения специализированной службой на основании счета-заказа на погребение, оформленного через специализированную службу.
Разрешение на погребение подписывается главой Администрации Охочевского сельсовета Щигровского района с указанием даты получения разрешения и удостоверяется печатью администрации. Погребение умершего на кладбище без документа, подтверждающего отвод участка земли для погребения, запрещено.
Исходя из положений п. 4 Порядка, самовольное погребение вне отведенных для этого участков земли не допускается. Погребение на закрытых кладбищах запрещено.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона №8-ФЗ решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.
Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Места погребения по принадлежности могут быть государственные и муниципальные.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Щигровской межрайонной прокуратурой Курской области проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, которой установлено, что в период с 2021 по 2022 г.г. скончались 19 лиц, в истекшем периоде 2023 года скончались 8 лиц, проживавших в ОБУССОКО «Щигровский дом социального обслуживания»; которые захоронены на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на территории Администрации Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области, не являющемся муниципальным кладбищем.
Разрешения на произведение захоронений ОБУССОКО «Щигровский дом социального обслуживания» в установленном законом порядке не получал, хотя захоронение умерших осуществляется санитарами ритуального зала, состоящими в штате ОБУССОКО «Щигровский дом социального обслуживания».
03.06.2022 прокурором в адрес главы Охочевкого сельсовета Щигровского района Курской области внесено представление, в котором указано об обстоятельствах установленных проверкой, которые свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении Администрацией Охочевского сельсовета полномочий по выделению земельных участков под захоронения, а также ненадлежащем осуществлении контроля за соблюдением порядка захоронения на фактически существующем кладбище. Хотя указанные обязанности возложены исключительно на Администрацию сельсовета и не могут быть переданы или возложены на иные хозяйствующие субъекты. На представление Администрация Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области ответила, что ею будут приняты меры по недопущению нарушений действующего законодательства в сфере ФЗ «О погребении и похоронном деле» (л.д. 14).
Как следует из сообщения ОБУССОКО «Щигровский дом социального обслуживания» (л.д. 15) земельный участок с кадастровым номером № площадью 1,7 га., выделен на безвозмездной основе дому социального обслуживания постановлением главы Администрации Щигровского района и города Щигры Курской области от ДД.ММ.ГГГГ №, участок расположен на территории Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области для размещения кладбища. Захоронение на указанном участке осуществляется с 1997 года, что подтверждается постановлением главы Администрации Щигровского района и города Щигры от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 16).
Из сообщения Администрации Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области (л.д. 20) следует, что на территории муниципального образования расположено 9 кладбищ, в том числе кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о фактическом функционировании кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, а также о том, что происходят незаконные захоронения на территории Охочевского сельсовета Щигровского района Курской области.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Исходя из положения части 4.1 статьи 1 указанного Федерального закона кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
Согласно сведений ППК «Роскадастр» земельный участок с кадастровым номером 46:28:000000:676 поставлен на государственный кадастровый учет 13.03.2018, имеет декларированную площадь 17000 м. кв., права на данный объект недвижимости не зарегистрированы.
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п. 53 СанПиН 2.1.3684-21 при устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.
В силу п. 64 СанПиН 2.1.3684-21 по территории кладбищ не допускается прокладка сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, не предназначенных для водоснабжения зданий, сооружений кладбища и объектов похоронного назначения.
На кладбище и других объектах похоронного назначения их владельцем должна быть оборудована система водоснабжения и водоотведения для нужд данных объектов.
Исходя из положений п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
В нарушении ст. 4, п. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 2 ст. 15 Федерального закона №8-ФЗ, ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ право собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:28:000000:676 в установленном законом порядке не зарегистрировано, что является свидетельством нарушения гарантий погребения умерших, санитарных и экологических требований к выбору и содержанию мест погребения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Из показаний свидетеля ФИО7, данных при рассмотрении дела, следует, что сведений о том, что данное кладбище специального назначения в Администрации района не имеется. Администрацией Щигровского района утверждены Правила землепользования и застройки МО «Охоческий сельсовет» Щигровского района Курской области которые регулируют землепользование и застройку. На карте градостроительного зонирования выделены все зоны кладбищ, но документально участок, который предоставлен без координат, нельзя, документ участка под кладбищем не издан. На основании съемки и фактического местоположения этого кладбища он обозначен на территориальной зоне и границы этой территориальной зоны закоординированы и сведения о границе этой зоны внесены в ЕГРН. В случае удовлетворения требований прокурора необходимо будет закоординировать этот участок, провести его межевание. Постановление о выделении земли Щигровскому психоневрологическому интернату издано было органом, который в настоящее время не существует.
Учитывая изложенное, доводы представителя административного ответчика о том, что спорный участок был предоставлен ОБУССОКО «Щигровский психоневрологический интернат» на законных основаниях, в связи с чем, оснований для изъятия данной земли для муниципальных целей нет, так как на территории сельских поселений есть еще 8 других кладбищ для захоронения жителей муниципалитета, суд считает несостоятельными, поскольку они противоречат приведенным нормам действующего законодательства.
Поскольку данные факты являются нарушением законодательства о погребении и похоронном деле, суд, принимая во внимание, что срок для выполнения данных мероприятий должен быть разумным и достаточным, приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении на Администрацию муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области обязанностей: зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью1,7 га, занятый кладбищем в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить выдачу разрешений на захоронение на земельном участке с момента регистрации права собственности на него; привести кладбище, расположенное на земельном участке в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, оборудовать системой дренажа. Произвести обваловку территории кладбища, обеспечить благоустройство территории, оборудовать системой водоснабжения и водоотведения для нужд кладбища, обеспечить оборудование контейнерными площадками для накопления ТКО на кладбище в течение 6 месяцев со дня регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Щигровского межрайонного прокурора поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельный участок, занятый кладбищем, привести кладбище в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1,7 га., занятого кладбищем.
Возложить на Администрацию муниципального образования «Охочевский сельсовет» Щигровского района Курской области обязанность: зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью1,7 га, занятый кладбищем в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить выдачу разрешений на захоронение на земельном участке с момента регистрации права собственности на него; привести кладбище, расположенное на земельном участке в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, оборудовать системой дренажа. Произвести обваловку территории кладбища, обеспечить благоустройство территории, оборудовать системой водоснабжения и водоотведения для нужд кладбища, обеспечить оборудование контейнерными площадками для накопления ТКО на кладбище в течение 6 месяцев со дня регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 21 марта 2024 г.
Председательствующий судья Ю.В. Малыхин