Дело № 3а-197/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 5 июня 2023 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Когиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богачевой А.М., Поромовой К.Д. в лице законного представителя Богачевой А.М. об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, о признании незаконным действий Государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» по возвращению заявлений за №08-08/1340 от 23 марта 2023 г. и №08-08/1341 от 23 марта 2023 г. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости без рассмотрения,
установил:
Богачева А.М., Поромова К.Д. в лице законного представителя Богачевой А. М. обратились в Архангельский областной суд с административным иском (с учетом уточнения рыночной стоимости объектов недвижимости после исправления отчетов об оценке) к Правительству Архангельской области, Публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (правопреемник Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», далее ППК «Роскадастр»), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра), Государственному бюджетному учреждению Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» (далее – ГБУ АО «АрхОблКадастр») об установлении архивной кадастровой стоимости:
- нежилого здания фермы Литвиновская, расположенного по <адрес>, кадастровый №, площадью 2 520,1 кв.м. (далее – объект №1), равной его рыночной стоимости по состоянию на 5 марта 2015 г. в размере 3 216 000 рублей;
- нежилого здания центральных мастерских, расположенного по <адрес>, кадастровый №, площадью 996,1 кв.м. (далее – объект №2), равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 апреля 2014г. в размере 1 338 000 рублей.
В обоснование заявления указали, что ранее являлись собственниками данных объектов недвижимости (по ? доли). На основании договора купли-продажи от 2 марта 2021 г. истцы продали объекты недвижимости Гафарову А.А.о. Архивная кадастровая стоимость объекта №1 по состоянию на 5 марта 2015 г. составляла 13 023 927 рублей 20 копеек. Архивная кадастровая стоимость объекта №2 по состоянию на 17 апреля 2014 г. составляла 1 793 607 рублей 54 копейки. Определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет 3 216 000 рублей и 1 338 000 рублей, соответственно. Кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, являясь завышенной, нарушает права истцов как плательщиков налогов.
Кроме того, административными истцами заявлено требование о признании незаконным действий ГБУ АО «АрхОблКадастр» по возвращению их заявлений за №08-08/1340 от 23 марта 2023 г. и №08-08/1341 от 23 марта 2023 г. об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости №1 и №2 во внесудебном порядке.
Богачева А.М., Поромова К.Д. в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены.
Представитель Богачевой А.М. Виноградов М.В. поддержал уточненное административное исковое заявление, предоставив суду уточненные отчеты об оценке объектов недвижимости №1 и №2.
Административные ответчики Правительство Архангельской области, ППК «Роскадастр», Управление Росреестра, ГБУ АО «АрхОблКадастр», заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ввиду отсутствия препятствий для рассмотрения дела суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться, в том числе физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), статья 373 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административные истцы ранее являлись собственниками объектов недвижимости №1 и №2 (по ? доли). На основании договора купли-продажи от 2 марта 2021 г. истцы продали объекты недвижимости Гафарову А.А.о.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости №1 в размере 13 023 927 рублей 20 копеек определены по состоянию на 5 марта 2015 г.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости №2 в размере 1 793 607 рублей 54 копейки определены по состоянию на 17 апреля 2014 г.
Основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости являлись акты об определении кадастровой стоимости Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу №03-20/13735 от 24 апреля 2014 г. и №03-20/10589/2015 от 26 марта 2015 г.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости №1 и №2 содержалась в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) по 31 декабря 2021 г.
С 1 января 2022 г. по настоящее время в ЕГРН содержится кадастровая стоимость объектов недвижимости №1 и №2 в размере 17 738 857 рублей 90 копеек и 3 064 412 рублей, соответственно, полученная в результате проведения в 2021 г. государственной кадастровой оценки зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства. Результаты указанных работ утверждены постановлением Министерства имущественных отношений Архангельской области от 15 ноября 2021 г. № 7-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Архангельской области».
Следовательно, кадастровая стоимость объектов недвижимости №1 и №2 является архивной.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28) требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В связи с тем, что на дату обращения административного истца в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, производство по делу прекращению не подлежит.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В материалы дела административным истцом представлен уточненный отчет оценщика Мошарева А.В. № 2-236-22 от 1 августа 2022 г., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости №1 по состоянию на 5 марта 2015 г. составляет 3 216 000 рублей.
Также в материалы дела административным истцом представлен уточненный отчет оценщика Мошарева А.В. № 2-235-22 от 1 августа 2022 г., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости №2 по состоянию на 17 апреля 2014 г. составляет 1 338 000 рублей.
Оценивая доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из того, что отчеты об оценке предоставленные стороной истца соответствуют установленным Законом об оценочной деятельности требованиям, составившее отчеты лицо имеет необходимые образование и квалификацию, специалист-оценщик Мошарев А.В. является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
С учетом изложенного, суд принимает в качестве допустимых доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости предоставленные административными истцами уточненные отчеты, поскольку доказательств иной их рыночной стоимости административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Датой подачи административного искового заявления в суд является 15 апреля 2023 г.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Оспариваемые кадастровые стоимости объектов недвижимости №1 и №2 внесены в ЕГРН 26 марта 2015 г. и 24 апреля 2014 г., соответственно.
Административные истцы обратились в суд с иском с пропуском пятилетнего срока.
По смыслу пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
В связи с тем, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, государственная кадастровая оценка в отношении указанной категории объектов недвижимости проведена значительно позже, то имеются основания для восстановления административным истцам срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
В удовлетворении требований о признании незаконными действий ГБУ АО «АрхОблКадастр» по возвращению заявлений за №08-08/1340 от 23 марта 2023 г. и №08-08/1341 от 23 марта 2023 г. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости №1 и №2 в размере их рыночной стоимости без рассмотрения надлежит оказать в силу следующего.
3 июля 2016 г. принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ), который урегулировал отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
Так, статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ урегулирован порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из положений части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона №237-ФЗ следовало, что положения данного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 г.
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) в Федеральный закон №237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона №269-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 г. № 546-ФЗ) до 1 января 2026 г. устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – решение).
В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона №135-ФЗ не осуществляется.
Таким образом, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ, то есть после 1 января 2026 г. или с даты, указанной в решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона №237-ФЗ.
Постановлением Правительства Архангельской области от 29 декабря 2022г. №1188-пп «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ 1 января 2023 г. установлено датой перехода к применению на территории Архангельской области положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – Постановление № 1188-пп).
Постановление № 1188-пп опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 30 декабря 2022 г. и в соответствии с пунктом 2 указанного Постановления с указанной даты вступило в законную силу.
Таким учреждением на территории Архангельской области является ГБУ АО «АрхОблКадастр».
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (статья 5 Федерального закона №269-ФЗ).
Как следует из материалов дела, административные истцы оспаривают отказ ГБУ АО «АрхОблКадастр» рассмотреть по существу их заявления, поданные в порядке статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ, о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости №1 и №2 путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 5 марта 2015 г. и 17 апреля 2014 г., которая определена в отчетах об оценке оценщика Мошарева А.В.
Заявления были возвращены уведомлениями ГБУ АО «АрхОблКадастр» за №08-08/1340 от 23 марта 2023 г. и №08-08/1341 от 23 марта 2023 г.
Согласно части 7 статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ, заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ предусмотрено, что заявление об установлении рыночной стоимости возвращается Бюджетным учреждением без рассмотрения в случае если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Поскольку отчеты об оценке представленные административными истцами определяли размер рыночной стоимости объектов недвижимости №1 и №2 по состоянию на 5 марта 2015 г. и 17 апреля 2014 г., тогда как они с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости обратились в ГБУ АО «АрхОблКадастр» в 2023 г., суд считает, что у административного ответчика имелись законные основания для принятия решений о возврате заявлений административных истцов без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Богачевой А.М., Поромовой К.Д. в лице законного представителя Богачевой А.М. об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость здания с кадастровым №, общей площадью 2520,1 кв.м, расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 5 марта 2015 г. в размере 3 216 000 рублей.
Установить архивную кадастровую стоимость здания с кадастровым №, общей площадью 996,1 кв.м, расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 апреля 2014 г. в размере 1 338 000 рублей.
В удовлетворении требований о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации» по возвращению заявлений за №08-08/1340 от 23 марта 2023 г. и №08-08/1341 от 23 марта 2023 г. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми №, № в размере их рыночной стоимости без рассмотрения, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 9 июня 2023 г.
Председательствующий:
судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин