УИД 85RS0001-01-2023-000859-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Усть-Ордынский 02 ноября 2023 г.
Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Сибгатулиной А.П., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Арбодоевой Э.О., представителя административного ответчика - администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» по доверенности Бекаева М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое дело № 2а-731/2023 по административному заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района Филатовой М.С. к администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» о признании незаконным бездействия по организации проведения ремонтных работ по устранению износа объектов теплоснабжения, возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
Прокурор Эхирит-Булагатского района Филатова М.С. обратившись с административным исковым заявлением к администрации МО «Усть-Ордынское», с учетом уточнения административного иска, в обоснование заявленных требований указала следующее.
17.11.2022 г. примерно в 16.00 на территории п. Усть-Ордынский произошел прорыв теплотрассы, в результате чего произведено отключение угольной котельной «Микрорайон», отапливающей 4 многоквартирных дома (№ 2, 4, 6, 12) в которых проживают 90 человек, в т.ч. 30 несовершеннолетних. Кроме этого, тепловая энергия подается от указанной котельной в Усть-Ордынскую НОШ, в которой обучается 90 детей, и в МДОУ детский сад «Колосок». Аналогичный прорыв теплотрассы произошел на данном участке теплотрассы 06.12.2022 г.
Основной причиной прорыва явилась изношенность тепловых сетей, которая составляет 90%. Кроме того, изношенность котла № 1 составляет 90%, котла № 2 90%, теплообменника в количестве 3 шт. – 80%, насоса глубинного – 90%.
Несмотря на это, органами местного самоуправления мероприятия по капитальному ремонту указанных объектов ЖКХ, а также по приобретению нового оборудования в 2022 г. не проводились, денежные средства в местном бюджете не предусматривались. В связи с чем, в адрес главы поселения 09.12.2022 г. внесено представление об устранении нарушений.
В ответе на представление 18.01.2023 г. за исх. № 49 указано, что основной причиной прорыва явилась изношенность тепловых сетей. У администрации финансовая возможность произвести капитальный ремонт тепловых сетей отсутствует, мероприятия по капитальному ремонту планируются провести после заключения концессионного соглашения.
Вместе с тем, по состоянию на 29.08.2023 г. концессионное соглашение на объекты теплоснабжения угольные котельные «Школа №4» и «Микрорайон», а также тепловые сети не заключено. В соответствии с договором аренды от 20.07.2021 г. объекты переданы во временное возмездное владение и пользование ООО «Окружные коммунальные системы».
Согласно постановлению главы МО «Усть-Ордынское» от 25.01.2023 № 82 «Об утверждении перечня объектов, находящихся в собственности МО «Усть-Ордынское», в отношении которых в 2023-2024 годах планируется заключение концессионных соглашений» котельная «Микрорайон» введена в эксплуатацию в 1958 г., её износ составляет 90%; теплотрасса в двухтрубном исполнении протяженностью 632 м. по ул. Юннатов введена в эксплуатацию в 1968 г., износ 90%; здание котельной «Школа №4» расположенной по адресу: п. Усть-Ордынский, ул. Буденного, д. 4 «б», имеет износ 90%; год ввода в эксплуатацию не установлен, теплотрасса в двухтрубном исполнении протяженностью 1168 кв.м., введена в эксплуатацию в 1968 г., износ 90%.
До настоящего времени мероприятия по ремонту данных сетей и иные виды работ, направленные на обеспечение проведения объектов в нормативное состояние не проводились.
15.09.2023 г. МО «Усть-Ордынское» с ООО «Окружные коммунальные системы» (далее ООО «ОКС») заключено концессионное соглашение № 05-52-11/2023, согласно которому ООО «Окружные коммунальные системы» переданы указанные объекты теплоснабжения.
В сентябре 2023 г. ООО «ОКС» в рамках заключенного концессионного соглашения, проведены мероприятия по замене тепловых сетей с заменой теплоизоляции на ППУ от котельной «Микрорайон» до ТК 1 протяженностью 115 м., от ТК 1 до ТК 2 протяженностью 358 м., от ТК 2 до ТК 3 протяженностью 67 м., от ТК 3 до ТК 4 протяженностью 92 м., от ТК 3 до Детского сада протяженностью 33 м., от ТК 4 до ул. Юннатов протяженностью 57,5 м. за счет заемных средств.
Мероприятия по реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, согласно приложению № 2 к концессионному соглашению, запланированы до 2029 года, что с учетом 100% износа сетей, является очень длительным периодом. Кроме того, фактически ООО «ОКС» финансовыми средствами на выполнение предусмотренных мероприятий не обладают, ремонт планируется за счет заемных средств, что ставит под угрозу выполнение запланированных мероприятий по ремонту объектов теплоснабжения.
Из информации МО «Усть-Ордынское» следует, что администрацией в 2022-2023 г.г. не принимались меры по ремонту котельных «Школа №4» и «Микрорайон» и их тепловых сетей, в бюджете МО финансовые средства на ремонт тепловых сетей не предусмотрены, в 2024 году ремонт не планируется.
На основании изложенного, ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», Устава МО «Усть-Ордынское», ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилы домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», прокурора просил суд признать бездействие администрации МО «Усть-Ордынское» по организации проведения ремонтных работ по устранению фактического износа объектов теплоснабжения: угольной котельной «Микрорайон», расположенной по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Юннатов, д. 1 А., с кадастровым номером 85:06:130105:324; угольной котельной «Школа №4», расположенной по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Буденного, д. 4Б., с кадастровым номером 85:06:130115:744, теплотрассы в двухтрубном исполнении протяженностью 1168 кв.м., с кадастровым номером 85:06:000000:3616 незаконным.
Обязать администрацию МО «Усть-Ордынское» организовать проведение ремонтных работ по устранению фактического износа указанных объектов теплоснабжения в срок до 01.07.2024 г.
В судебном заседании прокурор Арбодоева Э.О. административные исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что стоимость капитального ремонта в тарифы по оплате за коммунальные услуги населению, не заложена. А также пояснила, что под ремонтом котельных понимается ремонт самих зданий котельных, а также ремонт котлов и теплообменников, насосов, износ которых составляет 75 и более %. Заключенное концессионное соглашение предусматривает реконструкцию объектов теплоснабжения за счет заемных средств, что не гарантирует проведение такой реконструкции. Кроме того, заложенные сроки реконструкции до 2029 года, с учетом степени износа объектов, о которых заявлено, не отвечают требованиям разумности. В план реконструкции не включены работы по ремонту как зданий котельных, так и их оборудования.
Представитель административного ответчика – по доверенности Бекаев М.А. административные исковые требования не признал. Полагал, что администрация МО «Усть-Ордынское» заключив концессионное соглашение с ООО «Окружные коммунальные системы» выполнила свои обязанности в сфере теплоснабжения. После заключения концессионного соглашения обязанность по капитальному ремонту объектов теплоснабжения должна быть возложена на ООО «Окружные коммунальные системы».
Представитель заинтересованного лица – ООО «Окружные коммунальные системы» будучи извещен о судебном заседании, не явился, возражений на административные исковые требования не представил.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено без участия представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Иркутской области от 03.11.2016 N 96-ОЗ (ред. от 01.06.2023) "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19.10.2016 N 43/12-ЗС) к вопросу местного значения относятся полномочия по организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. А также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с п.1 ч.1, ч.1.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.072010 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; полномочия органов местного самоуправления городов федерального значения по организации теплоснабжения на внутригородских территориях определяются законами указанных субъектов Российской Федерации исходя из необходимости сохранения единства городских хозяйств с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с Уставом МО «Усть-Ордынское» к вопросам местного значения организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 6), владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3 ст. 6)
Таким образом, суд находит установленным, что к полномочиям административного ответчика отнесена организация теплоснабжения на территории п. Усть-Ордынский.
15.09.2023 г, между администрацией МО «Усть-Ордынское» и ООО «ОКС» заключено концессионное соглашение № 05-52-11/23 в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования «Усть-Ордынское», по условиям которого ООО «ОКС» переданы в т.ч. спорные объекты теплоснабжения.
Согласно техническим характеристикам, приведенным в Перечне имущества, входящего в состав Объекта Соглашения (приложение к Концессионному соглашению) процент износа котельной «Микрорайон» по адресу: п. Усть-Ордынский. ул. Юннатов, д. 1 А. составляет 70%, процент износа здания котельной по адресу п. Усть-Ордынский, ул. Буденного, д. 4 Б составляет 70%, процент износа теплотрассы в двухтрубном исполнении по ул. Буденного и ул. Ербанова, кадастровый номер 85:06:000000:3616 составляет 80%.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением главы муниципального образования «Усть-Ордынское» от 25.01.2023 г. № 82 «Об утверждении Перечня объектов, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Усть-Ордынское» в отношении которых в 2023-2024 годах планируется заключение концессионных соглашений» в муниципальной собственности находятся: котельная «Микрорайон», адрес: п. Усть-Ордынский, ул. Юннатов, 1А, кадастровый номер 85:06:130105:324, год ввода в эксплуатацию 1958, износ 90%; здание котельной, расположенное по адресу: п. Усть-Ордынский, ул. Буденного, д. 4Б., кадастровый номер 85:06:130115:744, год ввода в эксплуатацию – данные отсутствуют, степень износа 90%; теплотрасса в двухтрубном исполнении, адрес: п. Усть-Ордынский, по ул. Буденного и ул. Ербанова, кадастровый номер 85:06:000000:3616, год ввода в эксплуатацию 1968, степень износа 90%.
Из ответа главы администрации МО «Усть-Ордынское» от 27.10.2023 г. на имя прокурора района следует, что изношенность котельного оборудования по котельной Школа №4 составляет: котел № 1 – 80%, котел № 2- 5%, котел № 3 – 90%, котел № 4 – 5%, насос котловой № 2 – 75%, насос глубинный – 90%; по котельной «Микрорайон» составляет: котел № 2 – 90%, котел № 3 – 90%, теплообменник – 3 шт. – 85%, насос глубинный – 90%.
Суд, несмотря на указание различной степени износа вышеприведенных объектов, доводы прокурора о необходимости проведения капитального ремонта находит обоснованными. Процент износа зданий котельных, оборудования, теплотрассы является значительным, о чем также свидетельствует Отчет о результатах технического обследования тепловых сетей от котельной «Школа №4», выполненный ООО «ОКС», согласованный с и.о. начальника ЖКХ и благоустройства Усть-Ордынского МО в 2022 году. Так в отчете приведены сведения об аварийности на теплотрассе с кадастровым номером 85:06:00000:3616: в 2020 году устранен 1 порыв на подающей трубе, 1 порыв на обратной трубе; в 2021 году устранено 2 порыва на подающей трубе, капитальный ремонт не проводился. Количество отказов тепловых сетей в год: в 2020 г. 2, в 2021 г. – 4. А также содержится заключение: тепловые сети не соответствуют техническим требованиям из-за высокой степени износа, коррозийность труб высокая, устранение течей электросваркой не представляется возможным, требуется замена трубопроводов. Здание котельной «Микрорайон» введено в эксплуатацию в 1958 году, сведений о проведении капитального ремонта, не имеется. Здание котельной по ул. Буденного, д. 4 Б сведений о годе ввода в эксплуатацию не имеет.
Обсуждая требование о признании незаконным бездействия, суд приходит к следующему.
Согласно условиям Концессионного соглашения № 05-52-11/23 Концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего Соглашения, в сроки, установленные Приложением 2 к настоящему Соглашению.
Согласно Приложению № 2 по зданию котельной по ул. Буденного 4 запланирована модернизация силового электрооборудования с установкой частотных преобразователей, освещения. Реконструкция кабельных линий на котельной, срок реализации 2024 г. По котельной «Микрорайон» модернизация силового электрооборудования с установкой частотных преобразователей, освещения. Реконструкция кабельных линий на котельной. Срок реализации 2024 г. По теплотрассе по ул. Буденного и ул. Ербанова запланирована реконструкция тепловых сетей с заменой теплоизоляции на ППУ от котельной ул. Буденного, 4 до ТК1, от ТК1 до ТК2, от ТК2 до ТК3, общей протяженностью 110 м. в двухтрубном исполнении, диаметром 108 мм, протяженностью 21 м. в двухтрубном исполнении диаметром 57 мм, срок реализации 2025 г. и далее последовательно по 2029 года.
Таким образом, ремонт зданий котельных и оборудования в инвестиционную программу не включен, а ремонт теплотрассы запланирован поэтапно до 2029 года.
При этом, из письма ООО «ОКС» следует, что затраты на капитальный ремонт тепловых сетей не включены в тариф на тепловую энергию для потребителей ООО «ОКС» на территории п. Усть-Ордынский на период с 2023-2024 г.г.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 125, пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса РФ права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.
Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с абзацем 1 статьи 7 данного Федерального закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Из приведенного правового регулирования, в совокупности с вышеприведенными нормами о полномочиях сельского поселения – МО «Усть-Ордынское», следует, что передача имущества в по концессионному соглашению не освобождает орган местного самоуправления, как собственника, от обязанности производить капитальный ремонт переданного муниципального имущества в ситуации, когда эксплуатирующей организацией такие мероприятия не проведены, и в целях предупреждения угрозы возникновения аварийных ситуаций, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что капитальный ремонт зданий котельных инвестиционной программой, предусмотренной концессионным соглашением не предусмотрен, ремонт теплотрассы, при износе в 80%, запланирован до 2029 года, административные исковые требования суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Обсуждая срок, в течение которого необходимо устранить допущенные нарушения, суд считает необходимым установить данный срок до начала нового отопительного сезона – 15.09.2024 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 1 ░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 85:06:130105:324; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ №4», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░. 4░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 85:06:130115:744, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 1168 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 85:06:000000:3616.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 1 ░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 85:06:130105:324; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ №4», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░. 4░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 85:06:130115:744, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 1168 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 85:06:000000:3616 ░ ░░░░ ░░ 15.09.2024 ░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░ 15.10.2024 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.11.2023 ░.