Дело № 2а-89/2023
УИД: 32RS0№-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Погар 16 марта 2023 года
Погарский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Лаптейкова О.М.,
при секретаре Рубис Д.А.,
с участием представителя административного истца – и.о. старшего помощника прокурора Погарского района Брянской области Конюховой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Городищенской сельской администрации <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе которой установлено, что органом местного самоуправления Городищенской сельской администрацией <адрес> не принято мер по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах Городищенского сельского поселения <адрес>. В результате бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в необеспечении организации паспортизации дорог общего пользования, создается угроза дезорганизации нормативно установленной безопасности дорожного движения, вследствие чего ведет к нарушению соответствующих прав граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, а также иных лиц, которые могут использовать автомобильные дороги общего пользования.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать бездействие Городищенской сельской администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> <адрес> протяженностью 860 метров – незаконным.
Просит также возложить на Городищенскую сельскую администрацию <адрес> обязанность провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> <адрес> протяженностью 860 метров в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца и.о. старшего помощника прокурора <адрес> Конюхова Ю.Л. поддержала административные исковые требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – глава Городищенской сельской администрации <адрес> Шаповалов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Представитель заинтересованного лица – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В силу ст. 12 приведенного Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ). Согласно п. 6 ст. 3 названного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом, частью 4 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В силу подпункта 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ №, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В соответствии с п.п. 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Уставом Городищенского сельского поселения <адрес>, принятого решением Городищенского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, поселение наделено статусом сельского поселения, в состав которого входят территории населенных пунктов: <адрес>, <адрес>.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, автомобильная дорога по <адрес> <адрес> - является дорогой общего пользования местного значения.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения могут быть отнесены вопросы местного значения городских поселений, из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями данные вопросы закреплены.
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 9.1 Устава Погарского муниципального района <адрес> от 2012 года, за сельскими поселениями <адрес> закреплен вопрос местного значения, решаемый органами местного самоуправления <адрес>, а именно, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1.2.2 Соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ, закреплена передача администрацией <адрес> Городищенской сельской администрации <адрес> дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае вопросы учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Городищенского сельского поселения <адрес>, находятся в ведении органа местного самоуправления Городищенской сельской администрации <адрес>.
Согласно представленным материалам дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления на территории Городищенского сельского поселения <адрес>. В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления до настоящего времени не проведена паспортизация автомобильной дороги общего пользования местного значения по <адрес> <адрес>, расположенной на территории Городищенского сельского поселения <адрес>.
Обращаясь в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор ссылался на то, что отсутствие паспортизации указанной в иске дороги влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Поскольку паспортизация указанной в административном иске автомобильной дороги общего пользования местного значения относится к дорожной деятельности, осуществление которой происходит в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", то возложение на Городищенскую сельскую администрацию <адрес> обязанности паспортизировать дорогу по <адрес> <адрес> полностью согласуется с перечисленными выше нормами материального права.
Таким образом, судом установлено, что выявленные в ходе проверки прокуратурой <адрес> вышеприведенные нарушения законодательства соблюдения требований о безопасности дорожного движения органом местного самоуправления Городищенской сельской администрацией <адрес> до настоящего времени не устранены.
Несоблюдение органом местного самоуправления Городищенской сельской администрацией <адрес> изложенных требований законодательства, выразившихся в необеспечении организации паспортизации дороги общего пользования создает угрозу дезорганизации нормативно установленной безопасности дорожного движения, вследствие чего ведет к нарушению соответствующих прав граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, а также иных лиц, которые могут использовать автомобильную дорогу общего пользования муниципального образования <адрес>.
При указанных обстоятельствах орган местного самоуправления не только вправе, но и обязан принять меры по организации паспортизации дорог общего пользования, с целью организации нормативно установленной безопасности дорожного движения.
Поскольку органом местного самоуправления Городищенской сельской администрацией <адрес> требования законодательства о проведении паспортизации автомобильной дороги по <адрес> <адрес> не соблюдены, чем нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, до настоящего времени меры по паспортизации указанной дороги не приняты, суд приходит к выводу о законности требований прокурора <адрес> и необходимости их удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает, что требуемый прокурором шестимесячный срок исполнения решения суда, с момента вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ 860 ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ 860 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.