Дело № 2а-4351/2023 17 июля 2023 года
29RS0014-01-2023-003471-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Ждановой А.А.,
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Попова С. А. к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о признании незаконным рапорта и его отмене,
установил:
Попов С.А. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – учреждение, ФКУ СИЗО-4) о признании незаконным рапорта и его отмене.
В обоснование требований указал, что 20 февраля 2023 года прибыл в ФКУ СИЗО-4, где был размещен в камеру <№>. За весь период содержания замечаний, нареканий и нарушений не имел. 22 апреля 2023 года на него был составлен рапорт, о чем ему было сообщено сотрудником администрации ФКУ СИЗО-4 и предложено написать объяснительную. На вопрос истца, о чем составлен рапорт, ему сообщили, что за «межкамерную связь», после чего истец сообщил, что это ошибка, и сотрудник закрыл дверь и ушел. Спустя неделю истцу был объявлен устный выговор. Полагая данные действия ответчиков незаконными, нарушающими права истца, ссылаясь на то, что вмененного им нарушения режима он не совершал, Попов С.А. обратился в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании Попов С.А. поддержал заявленные требования.
Представители ФКУ СИЗО-4 с иском не согласились.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон №103-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 36 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей.
Согласно положениям ст. 38 Федерального закона № 103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток.
Взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения. До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт. Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме. Подозреваемые и обвиняемые имеют право обратиться с обжалованием взыскания к вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд. Подача жалобы не приостанавливает исполнение взыскания (ст. 39 Федерального закона №103-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст.16 Федерального закона №103-ФЗ).
Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Согласно пунктам 9 и 11 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок и условия содержания под стражей, установленный Федеральным законом № 103-ФЗ и данными Правилами; выполнять законные требования администрации СИЗО; подозреваемым и обвиняемым запрещается вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях СИЗО, перестукиваться или переписываться с ними.
Из материалов дела следует, что младшими инспекторами дежурной службы ФКУ СИЗО-4 Чемакиным А.В. и Мининым В.В. <Дата> были составлены в отношении административного истца рапорты на имя начальника учреждения, где указано, что 22 апреля 2023 года в 21 час 41 минуту заключенный под стражу Попов С.А., содержащийся в камере <№>, осуществлял передачу записок и других предметов при помощи нити через оконную форточку лицам, содержащимся в соседних камерах, на неоднократные требования прекратить нарушения не реагировал, тем самым нарушил пункты 9 и 11 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и пункт 1 ст. 36 Федерального закона №103-ФЗ.
Данные обстоятельства подтверждаются также фотоснимком и рапортом начальника ОР и Н Канаева В.Н., согласно которому по указанному факту нарушения был просмотрен видеоархив, в результате чего факт нарушения был подтвержден.
По данному рапорту Попов С.А. отказался давать объяснения, о чем сотрудниками ФКУ СИЗО-4 составлен соответствующий акт от 23 апреля 2023 года, в котором указано на запись отказа на видеорегистратор.
По результатам проверки начальником ФКУ СИЗО-4 наложено на заключенного под стражу Попова С.А. дисциплинарное взыскание в виде устного выговора, о чем проставлена отметка на рапорте <№> от 22 апреля 2023 года.
Факт отказа Попова С.А. от ознакомления с устным выговором подтверждается актом сотрудников ФКУ СИЗО-4 от 28 апреля 2023 года.
Таким образом, оснований считать, что взыскание в виде устного выговора к административному истцу применено незаконно, у суда не имеется.
По данному факту в связи с поступившей от Попова С.А. жалобой прокуратурой Архангельской области была проведена проверка, по результатам которой нарушений в действиях сотрудников ФКУ СИЗО-4 также не было установлено, о чем административному истцу было сообщено в письме от 30 мая 2023 года.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными выше нормами действующего законодательства, суд полагает, что оспариваемый рапорт составлен в соответствии с требованиями закона, мера взыскания в виде устного выговора является законной, соответствует допущенному Поповым С.А. нарушению. Дисциплинарное взыскание наложено уполномоченным должностным лицом в соответствии с установленным законом порядком, с учетом характера нарушения и обстоятельств его совершения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца к ФКУ СИЗО-4 о признании незаконным рапорта и его отмене не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Попова С. А. к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о признании незаконным рапорта и его отмене отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова