Дело № 2а-141/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2022 года пос.Солнцево Курской области
Судья Солнцевского районного суда Курской области Озерова Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солнцевского района Курской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Солнцевского района Курской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации размещенной в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивировав свои требования тем, что в ходе анализа исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в рамках которой проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет было установлено, что на сайтах, расположенных по адресу: https://b.spbsprav.com/all-documents.html, https://ru.spravka-kupit.com/, https://medspravim.ru/, доступных для российских пользователей, в ходе просмотра выявлена информация о продаже медицинских справок различных видов без личного обращения в медицинскую организацию. На сайте предлагается «купить медицинскую справку», «осуществляет доставку» и т.д.. При этом вход на страницы сайтов свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием и копировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор.
По делу установлено, что прокуратурой Солцневского района Курской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в рамках которой проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Прокуратурой установлено, что на сайтах, расположенных по адресу: https://b.spbsprav.com/all-documents.html, https://ru.spravka-kupit.com/, https://medspravim.ru/, доступных для российских пользователей, в ходе просмотра выявлена информация о продаже медицинских справок различных видов без личного обращения в медицинскую организацию. На сайте предлагается «купить медицинскую справку», «осуществляет доставку» и т.д.
При этом вход на страницы сайтов свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием и копировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Сайт на момент проведения проверки не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Установить собственника (владельца) указанных сайтов в ходе проверки не представилось возможным, на страницах сайтов данных о собственнике (владельце) сайтов не имеется. Возможность идентификации собственников сайтов отсутствует.
Согласно п. 3 ст. 78 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» устанавливает правила выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений.
В соответствии с п. 2 Порядка справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Согласно п. 7 указанного Порядка справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
В ч. 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 УК РФ ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.
Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
При таком положении сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования о продаже медицинских справок различных видов без личного обращения в медицинскую организацию, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи, предусмотрен запрет на распространение информации о возможности покупки медицинских справок различных видов без личного обращения в медицинскую организацию.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Учитывая изложенное, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
Основанием для включения в Единый реестр доменных имен сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
От установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в Единый реестр доменных имен для последующей блокировки к ним доступа.
Иного, кроме судебного, порядка запрета доступа к информации о продаже медицинских справок, действующим законодательством не предусмотрено, как и иного, кроме судебного решения, документа, служащего основанием для включения в Единый реестр доменных имен таких сведений.
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность, ограничения и запрета распространения информации через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность, в том числе, путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен.
Размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, побуждающей граждан на покупку медицинских справок различных видов без личного обращения в медицинскую организацию, в частности сертификата об отсутствии ВИЧ инфекции, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 12 ЕК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
С учетом вышеприведенных положений федерального законодательства информация, размещенная на Интернет - сайтах: https://b.spbsprav.com/all-documents.html, https://ru.spravka-kupit.com/, https://medspravim.ru/ подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.?
При таких обстоятельствах заявленные административные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 265.5, 175-180, 293, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Солнцевского района Курской области удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на Интернет - сайтах: https://b.spbsprav.com/all-documents.html, https://ru.spravka-kupit.com/, https://medspravim.ru/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Солнцевский районный суд Курской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.В.Озерова