Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-141/2022 ~ М-90/2022 от 24.03.2022

Дело № 2а-141/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2022 года пос.Солнцево Курской области

Судья Солнцевского районного суда Курской области Озерова Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солнцевского района Курской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Солнцевского района Курской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации размещенной в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивировав свои требования тем, что в ходе анализа исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в рамках которой проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет было установлено, что на сайтах, расположенных по адресу: https://b.spbsprav.com/all-documents.html, https://ru.spravka-kupit.com/, https://medspravim.ru/, доступных для российских пользователей, в ходе просмотра выявлена информация о продаже медицинских справок различных видов без личного обращения в медицинскую организацию. На сайте предлагается «купить медицинскую справку», «осуществляет доставку» и т.д.. При этом вход на страницы сайтов свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием и копировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор.

По делу установлено, что прокуратурой Солцневского района Курской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в рамках которой проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Прокуратурой установлено, что на сайтах, расположенных по адресу: https://b.spbsprav.com/all-documents.html, https://ru.spravka-kupit.com/, https://medspravim.ru/, доступных для российских пользователей, в ходе просмотра выявлена информация о продаже медицинских справок различных видов без личного обращения в медицинскую организацию. На сайте предлагается «купить медицинскую справку», «осуществляет доставку» и т.д.

При этом вход на страницы сайтов свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием и копировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Сайт на момент проведения проверки не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Установить собственника (владельца) указанных сайтов в ходе проверки не представилось возможным, на страницах сайтов данных о собственнике (владельце) сайтов не имеется. Возможность идентификации собственников сайтов отсутствует.

Согласно п. 3 ст. 78 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» устанавливает правила выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений.

В соответствии с п. 2 Порядка справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Согласно п. 7 указанного Порядка справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.

При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).

В ч. 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 УК РФ ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.

Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

При таком положении сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования о продаже медицинских справок различных видов без личного обращения в медицинскую организацию, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи, предусмотрен запрет на распространение информации о возможности покупки медицинских справок различных видов без личного обращения в медицинскую организацию.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Учитывая изложенное, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

Основанием для включения в Единый реестр доменных имен сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

От установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в Единый реестр доменных имен для последующей блокировки к ним доступа.

Иного, кроме судебного, порядка запрета доступа к информации о продаже медицинских справок, действующим законодательством не предусмотрено, как и иного, кроме судебного решения, документа, служащего основанием для включения в Единый реестр доменных имен таких сведений.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность, ограничения и запрета распространения информации через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность, в том числе, путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен.

Размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, побуждающей граждан на покупку медицинских справок различных видов без личного обращения в медицинскую организацию, в частности сертификата об отсутствии ВИЧ инфекции, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 12 ЕК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

С учетом вышеприведенных положений федерального законодательства информация, размещенная на Интернет - сайтах: https://b.spbsprav.com/all-documents.html, https://ru.spravka-kupit.com/, https://medspravim.ru/ подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.?

При таких обстоятельствах заявленные административные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 265.5, 175-180, 293, 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Солнцевского района Курской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет на Интернет - сайтах: https://b.spbsprav.com/all-documents.html,    https://ru.spravka-kupit.com/, https://medspravim.ru/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Солнцевский районный суд Курской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Н.В.Озерова

2а-141/2022 ~ М-90/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Солнцевского района Курской области
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Курской области
Суд
Солнцевский районный суд Курской области
Судья
Озерова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
solncevsky--krs.sudrf.ru
24.03.2022Регистрация административного искового заявления
24.03.2022Передача материалов судье
28.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2022Подготовка дела (собеседование)
07.04.2022Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
15.04.2022Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
15.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2022Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
20.04.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
21.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
16.05.2022Дело оформлено
16.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее