Дело № 2а-307/2023 УИД 22RS0054-01-2023-000389-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края
в составе председательствующего судьи Костырченко Т.А.,
при секретаре Карпенко Ю.С.,
с участием помощника прокурора Третьяковского района Алтайского края Никитиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Екатерининского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Прокурор Третьяковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Екатерининского сельсовета Третьяковского района Алтайского края, указывая что прокуратурой Третьяковского района проведена проверка исполнения законодательства в части надлежащего обеспечения безопасности объектов, строений и сооружений, не имеющих собственника. Проверкой установлено, что на территории Екатерининского сельсовета Третьяковского района Алтайского края имеется здание, расположенное по адресу: <адрес>, без кадастрового номера. Указанное здание двухэтажное кирпичное является бесхозным и находится в разрушенном аварийном состоянии (после пожара), не эксплуатируется, оконные и дверные проемы отсутствуют. Территория, прилегающая к вышеуказанному зданию, не ограждена, не охраняется, к объекту имеется свободный доступ неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Данное здание создает угрозу жизни и здоровья неопределенного кругу лиц, является потенциально опасным объектом с точки зрения антитеррористической защищенности, общественной безопасности. Согласно данным публичной кадастровой карты, нежилое здание находится на территории земельного участка без кадастрового номера, сведения о правообладателе указанного объекта, отсутствуют. В связи с выявленными нарушениями прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе Екатерининского сельсовета <адрес> внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако принятые меры носили временный характер, и в связи с отсутствием финансирования администрацией Екатерининского сельсовета не организована работа по устранению указанных нарушений в целях ограничения свободного доступа посторонних лиц в здание. Факт неисполнения ответчиком требований прокурора подтверждаются актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей.
Согласно ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация охраны общественного порядка, организация мероприятий по охране окружающей среды, а также осуществления в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации выявление бесхозяйного имущества, а также проведение работы с ним, в том числе по оформлению прав и приведению его в надлежащий вид, являются прямыми полномочиями органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В силу ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения должны приниматься меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также выполняться мероприятия по утилизации строительного мусора.
Кроме того, согласно п.4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
При этом на основании ч.3.1 ст.5 Закона №35-Ф3 физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Кроме того, к основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отнесено обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (ч.1 ст.2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Таким образом, в нарушение ст.225 ГК РФ, ст.37 Технического регламента администрация Екатерининского сельсовета Третьяковского района, не приняла мер, предупреждающих причинение вреда населению.
Бездействие администрации Екатерининского сельсовета Третьяковского района в указанной сфере и возможность свободного проникновения в указанное здание создает условия для совершения противоправных действий, в том числе в отношении несовершеннолетних, делает его опасным и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга граждан в случае его разрушения или использования не по назначению лицами, не имеющими на него прав, что может привести к чрезвычайным ситуациям.
Кроме того, состояние данного объекта ухудшается, здание разрушается, при этом находится в центре <адрес>, недалеко от образовательной организации МКОУ «Екатерининская СОШ» (<адрес>) и расположено в зоне доступности для граждан, также служит местом пребывания в нем несовершеннолетних детей, используется ими для проведения свободного времени, что делает данный объект опасным для жизни и здоровья, пребывающих в нем несовершеннолетних.
С учетом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие администрации Екатерининского сельсовета Третьяковского района Алтайского края (ИНН 2280002347), выразившееся в непринятии мер по ограничению доступа в заброшенное нежилое здание, находящееся на земельном участке без кадастрового номера по адресу: <адрес>; возложить обязанность на администрацию Екатерининского сельсовета Третьяковского района Алтайского края (ИНН 2280002347) принять меры в течение месяца после вступления решения суда в законную силу, к ограничению доступа к заброшенному нежилому зданию, находящемуся на земельном участке без кадастрового номера по адресу: <адрес>.
Определениями Третьяковского районного суда Алтайского края к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СПК колхоз «Сибирь», Управление имущественных отношений Алтайского края.
В судебном заседании помощник прокурора Третьяковского района Никитина Т.А. требования уточненного искового заявления поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Екатерининского сельсовета Третьяковского района Бондарев Б.И. в судебном заседании в удовлетворении уточненных исковых требований не возражал.
Представители заинтересованных лиц Администрация Третьяковского района Алтайского края, СПК колхоз «Сибирь», Управление имущественных отношений Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определяет, что терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Судом установлено, что на территории Екатерининского сельского совета <адрес> – в <адрес>, расположено нежилое здание в разрушенном состоянии.
Согласно выписке из ЕГРН указанное здание на кадастровом учете не стоит. Собственник здания не установлен.
Из акта осмотра нежилого здания, проведенного ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора, следует, что по адресу <адрес> расположено здание бывшей столовой и гостиницы, указанное здание двухэтажное, кирпичное, является бесхозным и находится в разрушенном аварийном состоянии (после пожара), не эксплуатируется, оконные и дверные проемы, часть кровли и стен отсутствуют. Территория, прилегающая к вышеуказанному зданию, не ограждена, не охраняется, к объекту имеется свободный доступ неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно информации СПК колхоз «Сибирь» следует, что указанное здание использовалось колхозом под столовую без оформления каких-либо документов, решений правления колхоза о строительстве и принятии на баланс здания не имеется, собственностью колхоза здание не являлось, на балансе данное строение не стоит.
Согласно информации Администрации Третьяковского района Алтайского края указанное здание в реестре собственности муниципального образования Третьяковский район Алтайского края не числится.
Согласно информации Управления имущественных отношений Алтайского края указанное здание в реестре государственного имущества Алтайского края не числится.
Поскольку эксплуатация здания прекращена, собственник не установлен, обязанность по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, а также осуществление мероприятий по утилизации строительного мусора, лежит на администрации Екатерининского сельсовета, как на органе местного самоуправления, на территории которого расположено здание.
Поскольку указанные меры администрацией Екатерининского сельсовета до настоящего времени не приняты, бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по ограничению доступа в заброшенное нежилое здание, является незаконным.
Суд соглашается с доводом прокурора, что указанное бездействие и возможность свободного проникновения в разрушающееся здание создает условия для совершения противоправных действий, в том числе в отношении несовершеннолетних, делает его опасным и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья неопределенного круга граждан в случае его разрушения или использования не по назначению лицами, не имеющими на него прав, что может привести к чрезвычайным ситуациям.
В связи с чем, требование о возложении на администрацию Екатерининского сельсовета Третьяковского района Алтайского края обязанности о принятии мер к ограничению доступа к заброшенному нежилому зданию, находящемуся на земельном участке без кадастрового номера по адресу: <адрес>, обоснованы и подлежат удовлетворению.
При этом, срок для устранения допущенных нарушений, указанный прокурором в уточненном административном исковом заявлении – один месяц после вступления решения в законную силу, по мнению суда, является разумным и достаточным. В случае наличия каких-либо объективных препятствий для исполнения решения суда в указанный срок, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Третьяковского района Алтайского края к Администрации Екатерининского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Екатерининского сельсовета Третьяковского района Алтайского края (ИНН 2280002347), выразившееся в непринятии мер по ограничению доступа в заброшенное нежилое здание, находящееся на земельном участке без кадастрового номера по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Екатерининского сельсовета Третьяковского района Алтайского края (ИНН 2280002347) принять меры к ограничению доступа к заброшенному нежилому зданию, находящемуся на земельном участке без кадастрового номера по адресу: <адрес>.
Установить Администрации Екатерининского сельсовета Третьяковского района Алтайского края (ИНН 2280002347) срок для исполнения решения суда – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через Третьяковский районный суд Алтайского края, в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Т.А. Костырченко
Мотивированное решение изготовлено 09.01.2024
Судья Т.А. Костырченко