Дело №3а-15/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2024 года г. Элиста
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего - судьи Сангаджиевой Б.Т.
при секретаре Чимидовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Онуфриенко Д.Г. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Бюро технической инвентаризации» об установлении кадастровой стоимости административного здания в размере рыночной стоимости,
установил:
Онуфриенко Д.Г. является собственником нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью 137,3 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***. Кадастровая стоимость здания по состоянию на 01 января 2021 года была утверждена в размере 11106095,36 руб., а по состоянию на 18 октября 2022 года – 6856758,85 руб. Не согласившись с указанными результатами кадастровой оценки истец обратился к эксперту-оценщику Сорокину М.А. за определением рыночной стоимости объекта недвижимости на указанные даты. Согласно отчетам эксперта-оценщика Сорокина М.А. от 19 октября 2022 года №М-10/6 и №М-10/7 рыночная стоимость объекта на 01 января 2021 года составляла 2625176 руб., а по состоянию на 18 октября 2022 года – 3844400 руб. В связи с этим просил суд установить кадастровую стоимость здания по состоянию на указанные даты в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании административный истец Онуфриенко Д.Г. и представитель Лиджиев М.Ю. поддержали исковые требования.
Иные лица, участвующие в деле, заблаговременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились в судебное заседание, не сообщив о причинах неявки, не представив никаких доводов и возражений по поводу заявленных исковых требований, и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, в связи с чем суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства РФ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают их права и обязанности, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регламентируется нормами Кодекса административного судопроизводства РФ, Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее также Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности) и Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом изменений, внесенных в него Федеральными законами «О внесении изменений в отдельные законодательные РФ» от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ и от 19 декабря 2022 года № 546-ФЗ.
Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года № 419-р, изданным во исполнение статьи 24 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", принято решение о переходе к проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Калмыкия в соответствии с требованиями этого Федерального закона с 1 января 2018 года.
Вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов урегулированы статьями 22, 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", предусматривающими разный порядок разрешения этих споров.
При этом частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 19 декабря 2022 года) до 1 января 2026 года установлен переходный период применения статей 22, 22.1. Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", в течение которого высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принять решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1. указанного Федерального закона для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Такое решение высшим исполнительным органом государственной власти Республики Калмыкия не принято, и рассмотрение настоящего спора подлежит в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами непосредственно в суд, если они затрагивают права или обязанности этих лиц.
В силу статьи 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения.
При этом статьями 400, 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности, на здания, строения, сооружения, помещения. Налоговая база в отношении указанных объектов налогообложения на основании статьи 402 Налогового кодекса РФ определяется, исходя из их кадастровой стоимости.
Сведениями из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 18 сентября 2023 года подтверждается, что Онуфриенко Д.Г. является собственником нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью 137,3 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***. Право собственности зарегистрировано 20 декабря 2018 года.
Следовательно, административный истец, как собственник указанного объекта недвижимости, обязанный уплачивать налог на имущество физических лиц, исчисляемый из его кадастровой стоимости, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, выданной филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Калмыкия от 12 октября 2023 года № КУВИ-001/2023-232457707, кадастровая стоимость принадлежащего Онуфриенко Д.Г. объекта недвижимости определена в порядке массовой оценки на основании приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от 14 сентября 2021 года № 106-од «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Калмыкия» по состоянию на 1 января 2021 года в размере 11106095,36 руб. Дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2022 года.
Кадастровая стоимость данного здания по состоянию на 18 октября 2022 года определена БУ РК «Бюро технической инвентаризации» на основании АОКС-08/2022/000566 от 26 октября 2022 года в размере 6856758,85 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, выданной филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Калмыкия от 12 октября 2023 года № КУВИ-001/2023-232461153. Дата начала применения кадастровой стоимости – 18 октября 2022 года.
В ходе рассмотрения настоящего дела актом БУ РК «Бюро технической инвентаризации» № АОКС-08/2024/000089 от 7 марта 2024 года кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января 2023 года определена в размере 1654062,23 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, выданной филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Калмыкия от 7 мая 2024 года № КУВИ-001/2024-125863579. Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2024 года.
В обоснование указанных результатов определения кадастровой стоимости административным ответчиком БУ РК «Бюро технической инвентаризации» представлены письменные пояснения, из которых следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 11106095,36 руб. была определена в порядке массовой государственной кадастровой оценки, по состоянию на 18 октября 2022 года в размере 6856758,85 руб. – в связи с изменением характеристик объекта в Едином государственном реестре недвижимости по материалу стен на «кирпичные» вместо «шлакоблочные», по состоянию на 1 января 2023 года в размере 1654062,23 руб. – в связи с переоценкой в порядке части 7 статьи 15 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» на основании письма ППК «Роскадастр» по Республике Калмыкия № 08-1114 от 17 января 2024 года.
При этом каких-либо доказательств, обосновывающих перечисленные существенные изменения в результатах определения кадастровой стоимости за непродолжительный период времени административными ответчиками суду не представлено.
Из информации из Единого государственного реестра недвижимости, предоставленной суду филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Калмыкия от 16 мая 2024 года № 06-1151/24 следует, что в результате учетных действий, проведенных по заявлению Онуфриенко Д.Г. от 14 октября 2022 года в ЕГРН были внесены изменения, связанные с увеличением общей площади здания на 0, 1 кв.м. (с 137, 2 кв.м. на 137, 3 кв.м.), с изменением материала стен – со «шлакобетонные» на «кирпичные» и наименования объекта – вместо «Здание дополнительного офиса № 8579/019» на «Нежилое здание».
При этом из имеющейся в материалах реестрового дела объекта справки о перепланировке нежилых помещений, выданной Отделом архитектуры и градостроительства Администрации г. Элисты 6 октября 2022 года № ЕД-03/723, видно, что административным истцом была произведена внутренняя перепланировка объекта, не затрагивающая его конструктивные характеристики.
Иные изменения в основные характеристики спорного объекта недвижимости в период с 1 января 2021 года по 16 мая 2024 года в ЕГРН не вносились.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административными ответчиками не приведено объективных данных и не представлено достоверных доказательств, подтверждающих результаты произведенной ими кадастровой оценки принадлежащего административному истцу объекта недвижимости.
Согласно отчетам об определении рыночной стоимости объекта недвижимости №М-10/6 и №М-10/7 от 19 октября 2023 года, составленным экспертом-оценщиком Сорокиным М.А., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***, составила соответственно по состоянию на 01 января 2021 года 2625176 руб., на 18 октября 2022 года - 3844 400 руб.
По ходатайству Министерства по земельным и имущественным отношениям РК в целях выяснения вопроса о наличии в представленных административным истцом отчетах нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, повлиявших на итоговый результат оценки, и определения рыночной стоимости здания на указанные даты в случае выявления таких нарушений, определением судьи от 15 января 2024 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Центр оценки и консалтинга «Арта».
Заключением эксперта ООО «Центр оценки и консалтинга «Арта» Гряколова А.В. № 240208/01-Н от 24 апреля 2024 года установлено наличие ошибок в отчетах об определении рыночной стоимости объекта недвижимости №М-10/6 и №М-10/7 от 19 октября 2023 года, повлиявших на итоговый результат, и определена действительная рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью 137,3 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***, по состоянию на 1 января 2021 года в размере 3613 000 руб., а по состоянию на 18 октября 2022 года – 4064000 руб.
Изучение экспертного заключения № 240208/01-Н от 24 апреля 2024 года показало, что оно соответствует требованиям действующего законодательства, выполнено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 307 Уголовного кодекса РФ, заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Выводы эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является допустимым; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличие объекта оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Доказательств, опровергающих выводы и результаты экспертного заключения, свидетельствующих о недостоверности заключения сторонами и заинтересованными лицами по делу не представлено.
Доводы административных ответчиков, изложенные в письменном отзыве на заключение эксперта, о несоответствии площади объекта аналога № 4, указанной в заключении, сведениям ЕГРН на 11,2 кв.м. (240 кв.м. вместо 228, 8 кв.м.), не свидетельствуют о допущенном экспертом существенном нарушении, повлиявшем на итоговую рыночную стоимость объекта.
Устные указания административного истца и его представителя на отсутствие ошибок в отчетах оценщика об определении рыночной стоимости объекта недвижимости №м-10/6 и №М10-7 от 19 октября 2023 года, а также на неверное определение экспертом действительной рыночной стоимости нежилого здания по состоянию на 18 октября 2022 года в размере 4064000 руб. не подтверждены никакими доказательствами.
Учитывая перечисленные обстоятельства, суд признает отчет № 240208/01-Н от 24 апреля 2024 года достоверным доказательством, являющимся основанием для установления кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***, общей площадью 137,3 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***, по состоянию на 01 января 2021 года в размере 3613 000 руб., а по состоянию на 18 октября 2022 года – 4064000 руб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в резолютивной части решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должны содержаться данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства РФ). Поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд 16 ноября 2023 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
В силу положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» вступившее в законную силу решение суда относится к числу актов, на основании которых сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░ ░░░░░░░░ 137,3 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░, ***, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3613 000 ░░░., ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ – 4064000 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░ 2024 ░░░░.