Дело № 2а-355/2024
УИД: 34RS0004-01-2023-004846-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Рудковой ФИО12.,
при секретаре судебного заседания Федоровой А.В.,
представителя административного истца Савельевой ФИО13. по доверенности Заря ФИО30.,
22 апреля 2024 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савельевой ФИО35 к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области, Государственному казенному учреждению Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда, Администрации Волгоградской области, председателю комитета социальной защиты населения Волгоградской области ФИО3, заместителю председателя комитета социальной защиты населения Волгоградской области ФИО4 о признании действий (бездействия) государственного органа незаконными и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Савельева ФИО14. в лице её представителя по доверенности Заря ФИО31., обратилась с административным иском в суд к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в получении специального удостоверения и памятного знака участника ФИО1 и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что является дочерью ФИО36., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая являлась ребенком военного Сталинграда на дату Сталинградской битвы. Согласно Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 апреля 2023 года дети военного Сталинграда были приравнены к статусу участников Сталинградской Битвы. Волгоградский орган социальной защиты пытался известить маму административного истца ФИО37 о необходимости получения ей специального удостоверения и памятного знака участника Сталинградской Битвы на основании указанного выше Указа Президента РФ в июне 2023 года, однако ФИО1 Т.Д. умерла 14 мая 2023 года. Савельева ФИО15. и ее сестра ФИО9 после разговора с сотрудниками Комитета социальной защиты населения Волгоградской области обратились с заявлением о выдаче удостоверения и памятного знака участника ФИО1 Т.Д. Письмом Комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Савельевой ФИО16. было отказано в выдаче указанного удостоверения. Считает, что удостоверение и памятный знак не был вручен ее маме при жизни по вине сотрудников Комитета социальной защиты населения <адрес>, в связи с этим необходимо восстановить справедливость и выдать ей удостоверение, которое полагалось ее маме. В связи с чем, просит суд признать решение, в виде ответа Комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в получении специального удостоверения и памятного знака участника Сталинградской битвы, ее мамы ФИО38 незаконным и возложении обязанности предоставить административному истцу Савельевой ФИО17. специального удостоверения и памятного знака участника ФИО1, ее мамы ФИО39.
В судебном заседании представитель административного истца Савельевой ФИО18. по доверенности Заря ФИО32., уточнив ранее заявленные требования, просил признать решение, в виде ответа Комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в получении специального удостоверения ветерана Великой Отечественной Войны, ее мамы ФИО40., умершей ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении обязанности предоставить административному истцу Савельевой ФИО19. удостоверение ветерана Великой Отечественной, ее мамы ФИО1 Т.Д.
В рамках рассмотрения дела в качестве соответчиков по делу привлечены Государственное казенное учреждение Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда, Администрации Волгоградской области, председатель комитета социальной защиты населения Волгоградской области ФИО3, заместитель председателя комитета социальной защиты населения <адрес> ФИО4, в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО9
Административный истец Савельева ФИО20. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не уведомляла, об отложении слушания дела не просила, ее участие обязательным не признавалось, в связи с чем на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца Савельевой ФИО21. по доверенности Заря ФИО33. поддержал уточненные заявленные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Комитета социальной защиты населения Волгоградской области по доверенности ФИО10, в судебное заседание не явился представив ходатайство в котором просил рассмотреть дело в его отсутствии. Ранее в судебном заседании доводы возражений поддержал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, считая, что оснований для их удовлетворения не имеется.
Представитель соответчиков Государственного казенного учреждение Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда, Администрации Волгоградской области будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Соответчики председатель комитета социальной защиты населения Волгоградской области ФИО3, заместитель председателя комитета социальной защиты населения Волгоградской области ФИО4 будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Заинтересованное лицо – ФИО9, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что мать административного истца Савельевой ФИО22. – ФИО1 Т.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ имела статус «дети Сталинграда».
Савельева ФИО23. обратилась к Президенту Российской Федерации ФИО7 с жалобой на Комитет социальной защиты населения Волгоградской области об оказании в получении специального удостоверения и памятного знака участника Сталинградской Битвы ее мамы ФИО41., 21 июня 1936 года рождения, умершей 14 мая 2023 года, имевшей статус «дети Сталинграда», и не получившей при жизни вышеуказанное удостоверение, необходимое ей как память о своей маме.
Указанное обращение административного истца Савельевой ФИО24. получено Администрацией Президента Российской Федерации в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
23 августа 2023 года № А26-07-86444231-СО1 Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций указанное обращение направлено в Администрацию Волгоградской области в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для обеспечения объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения с разъяснением автору обращения в доступной форме возможности либо невозможности с указанием причини правового обоснования решения поставленного в обращении вопроса.
11 сентября 2023 года №06-2317585-1 Комитетом социальной защиты населения Волгоградской области по поручению Администрации Волгоградской области рассмотрено обращение административного истца Савельевой ФИО25., поступившее из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций и направлен ответ в адрес административного истца Савельевой ФИО26., в котором разъяснена процедура выдачи удостоверения, регламентированная законодательством.
В соответствии с Приказом комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок награждения знаком «Житель осажденного Сталинграда».
На основании пунктов 2, 3 Порядка знак «Житель осажденного Сталинграда», выдается гражданам Российской Федерации, которые во время Сталинградской битвы с 23 августа 1942 г. по 02 февраля 1943 г. находились на территории города Сталинграда.
Знак выдается на основании заявления гражданина (его представителя) о выдаче знака (далее - заявление). Заявление подается в государственное казенное учреждение центр социальной защиты населения, подведомственное комитету социальной защиты населения Волгоградской области (далее - центр социальной защиты населения), по месту жительства гражданина. Граждане, проживающие за пределами территории Волгоградской области, за получением знака вправе обратиться в центр социальной защиты населения по своему выбору. К заявлению прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, удостоверяющий личность представителя (в случае подачи документов представителем); документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае подачи документов представителем); документы, подтверждающие факт нахождения гражданина во время Сталинградской битвы с 23 августа 1942 г. по 02 февраля 1943 г. на территории города Сталинграда.
Документами, подтверждающими факт нахождения гражданина во время Сталинградской битвы с 23 августа 1942 г. по 02 февраля 1943 г. на территории города Сталинграда, являются: архивная справка (иной архивный документ), подтверждающая факт проживания, учебы, работы или нахождения гражданина в городе Сталинграде в период с 23 августа 1942 г. по 02 февраля 1943 г.; справки из военного комиссариата о призыве родителя на военную службу из города Сталинграда в период с 22 июня 1941 г. по 02 февраля 1943 г.; трудовые книжки, копии трудовых книжек или архивные справки предприятий (архивных учреждений), подтверждающие факт работы гражданина (его родителя) в городе Сталинграде в течение периода с 23 августа 1942 г. по 02 февраля 1943 г.; судебное решение об установлении факта нахождения гражданина с 23 августа 1942 г. по 02 февраля 1943 г. в городе Сталинграде.
Документы представляются в подлинниках или надлежащим образом заверенных копиях.
Согласно Порядка знак выдается гражданину (его представителю), выдача знака регистрируется в Журнале учета выданных знаков "Житель осажденного Сталинграда" и удостоверений к ним по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что мать административного истца Савельевой ФИО27. - ФИО42, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ была награждена знаком «Житель осажденного Сталинграда» от 20.01.2023 года серия №42 384.
Доводы представителя истца Савельевой ФИО28. по доверенности Заря ФИО34. о праве на получение родственниками специального удостоверения ветерана Великой Отечественной Войны, умершей ФИО43, ДД.ММ.ГГГГ суд считает основанными на неверном толковании действующих правовых норм.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: лица, награжденные знаком "Жителя блокадного Ленинграда", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Сталинграда".
В соответствии с п. 2 Постановление Правительства РФ от 5 октября 1999 г. N 1122 «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны» установить, что выдача удостоверений ветерана Великой Отечественной войны единого образца производится в добровольном заявительном порядке.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 1999 г. №1122), удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, выдаваемое лицам, указанным в статье 2 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки. Удостоверение выдается ветерану под роспись, согласно, утвержденного регламента выдачи удостоверений.
При получении удостоверения другим лицом (законным представителем гражданина) в книгу учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны вносятся паспортные данные этого лица, а также реквизиты доверенности на получение удостоверения, оформленной в установленном порядке. В этом случае в книге учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны расписывается лицо, получившее оформленное удостоверение.
Как установлено в судебном заседании административный истец обратилась за выдачей удостоверения после смерти своей матери ФИО44.
Суд, принимая во внимание приведенные правовые нормы в совокупности с установленными обстоятельствами, приходит к выводу о законности решения, в виде ответа Комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в получении Савельевой ФИО29. специального удостоверения ветерана Великой Отечественной Войны, ее мамы ФИО45 в связи со смертью награждаемого лица - ФИО46 умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, удовлетворение административного иска возможно исключительно при одновременном наличии двух условий: признании судом оспариваемого решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд, руководствуясь положениями вышеприведенных норм действующего законодательства, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, суд считает заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению по изложенным выше основаниям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Савельевой ФИО47 к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области, Государственному казенному учреждению Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда, Администрации Волгоградской области, председателю комитета социальной защиты населения Волгоградской области ФИО3, заместителю председателя комитета социальной защиты населения Волгоградской области ФИО4 о признании действий (бездействия) государственного органа незаконными и об обязании совершить действия - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Г.Рудкова
Мотивированное решение составлено 08 мая 2024 года
Председательствующий: Н.Г.Рудкова