Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4384/2023 ~ М-4090/2023 от 14.08.2023

Дело № 2-4384/2023

64RS0045-01-2023-005333-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2023 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Сорокиной Е.Б.,

при секретаре Агаеве Ш.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (далее Фонд капитального ремонта) обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что он является должником по исполнительному производству № 8410/18/64046-ИП, возбужденному 19.02.2018 г. на основании исполнительного документа, выданного Октябрьским районным судом г. Саратова. Предметом исполнения по данному исполнительному производству является обязанность Фонда капитального ремонта обеспечить в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнение работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах в г. Саратов по адресам: в доме № 48 по проспекту Кирова – внутридомовой системы холодного водоснабжения; в доме № 28 по ул. Яблочкова – внутридомовой системы холодного водоснабжения, крыши. В срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ Фондом не исполнен.

В связи с этим 11.10.2018 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (далее МОСП) вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Между тем, у Фонда капитального ремонта отсутствовала реальная возможность исполнить решение суда.

Кроме того, Фонд капитального ремонта ссылается на то, что исполнительский сбор по своей юридической природе является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности). Поэтому, согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации, исполнительский сбор должен отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Фонд капитального ремонта просит освободить его от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 11.10.2018 года в рамках исполнительного производства № 8410/18/64046-ИП.

Представители административного истца, административных ответчиков, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало.

Руководствуясь ст.150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закона № 229-ФЗ), исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 09.10.2017 года на Фонд капитального ремонта устранить недостатки проведенного капитального ремонта крыши, а именно: разобрать кровельное покрытие над кухней и совмещенным санузлом квартиры № 146 указанного дома; выполнить ремонт цементно-песчаной стяжки над помещениями совмещенного санузла и кухни указанной квартиры с организацией уклона в строну воронки внутреннего водостока; устранить переходные наклонные бортики на участках примыкания кровли к стенам вентшахты, будки выхода на крышу и парапету; уложить кровельный материал в два слоя над помещениями кухни и совмещенного санузла, выполнить примыкания кровли к вентшахте, будке выхода на крышу и парапету с устройством дополнительных слоев изоляции, закрепить прижимные планки.

19.02.2018 выдан исполнительный лист №ФС 021803080, на основании которого ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП было возбуждено исполнительное производство № 8410/18/64046-ИП. Пунктом данного постановления должнику установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа 11.10.2018 года ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП вынесено постановление о взыскании с Фонда капитального ремонта исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

В соответствии с ч. 7 ст. 168 ЖК РФ, Законом Саратовской области от 25 декабря 2013 года № 240-ЗСО «О порядке утверждения краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области» в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока утверждается краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на основании сведений органов местного самоуправления.

Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, проспект Столыпина (проспект Кирова), д. 48 включен в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года № 800-П.

Из материалов дела следует, что краткосрочными планами реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2015-2023 годы выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в Многоквартирном доме, не предусмотрено, в связи с чем оснований у Фонда для организации мероприятий по привлечению подрядных организаций в целях выполнения работ (оказания услуг) по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения Многоквартирного дома у Фонда капитального ремонта, не имеется.

Принимая во внимание, что финансирование Фонда капитального ремонта осуществляется за счет средств областного бюджета Саратовской области, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на проведение работ по устранению недостатков уже выполненного капитального ремонта многоквартирных домов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, исполнение решения суда невозможно вследствие объективных обстоятельств.

В целях исполнения решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 09.10.2017, а также решений судов по иным делам 09.01.2023 года Фондом капитального ремонта направлено обращение в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о рассмотрении возможности и включении соответствующих видов работ в многоквартирных домах в краткосрочные планы реализации областной программы капитального ремонта в целях организации мероприятий по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту.

Помимо этого, 18.05.2023г., 30.06.2023г., 14.06.2022г., 15.11.2022 г. Фондом капитального ремонта направлялись обращения в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о выделении денежных средств на исполнение решений судов.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Яблочкова, д. 28, включен в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года № 800-П.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Яблочкова, д. 28, является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения и включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2009 года № 659-П «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». До настоящего времени в Многоквартирном доме не установлен предмет охраны.

В соответствии с Законом Саратовской области от 25 марта 2013 года № 36-ЗСО «О дополнительных видах услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, на территории Саратовской области» возможно проведение ремонта в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленным объектом культурного наследия, в случае, если данные работы не затрагивают предмет охраны такого объекта.

В связи с вышеизложенным, Фонд может привлечь подрядные организации для выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовой системы холодного водоснабжения, крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Яблочкова, д. 28 только после установления его предмета охраны.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Фондом капитального ремонта предпринимались все зависящие от него меры в установленном законом порядке для исполнения решения суда. При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены исключительно действиями должника.

Принимая во внимание, что выполнение самих работ по капитальному ремонту возможно на основании государственных контрактов с подрядными организациями, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по рассматриваемому исполнительному производству невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Фонд капитального ремонта предпринял зависящие от него меры в установленном законом порядке для исполнения решения суда. При этом обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены исключительно действиями должника.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что должник действовал добросовестно, соблюдая ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него судебным решением обязанностей.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в связи с чем имеются основания для освобождения Фонда капитального ремонта от уплаты исполнительского сбора и, как следствие, для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 11.10.2018 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 8410/18/64046-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ –20.09.2023 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2а-4384/2023 ~ М-4090/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области
Ответчики
УФССП России по Саратовской области
Заместитель начальника отдела МОСП по ИОИП Костенко Ольга Ивановна
Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Саратовской области
Другие
Прокуратура Фрунзенского района г. Саратова
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Сорокина Елена Борисовна
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
14.08.2023Регистрация административного искового заявления
14.08.2023Передача материалов судье
16.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее