Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-889/2023 ~ М-782/2023 от 18.08.2023

Дело № 2а-889/2023

УИД: 61RS0057-01-2023-000967-392

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2023 года             г. Константиновск, РО

Судья Усть-Донецкого районного суда Ростовской области Антончик А.А.,

с участием:

представителя административного истца – прокурора Константиновского района Ростовской области Лашков Р.Н.,

при секретаре Марченко Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Константиновского района Ростовской в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Стычновского сельского поселения о признании бездействий незаконными и об обязании создать маневренный жилищный фонд,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Константиновского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Усть-Донецкий районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением к Администрации Стычновского сельского поселения о признании бездействий незаконными и об обязании создать маневренный жилищный фонд, обосновав его следующим.

Прокуратурой Константиновского района, во исполнение п. 2.9. решения коллегии прокуратуры Ростовской области от 27.12.2022 года «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства», проведена проверка жилищного законодательства в деятельности органов местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что на территории Стычновского сельского поселения специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда отсутствует, в связи с чем, 29.05.2023 в адрес главы администрации Стычновского поселения внесено представление, однако по результатам его рассмотрения выявленные нарушения не устранены.

Создание маневренного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств (ст. 95 ЖК РФ).

При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории указанных сельских поселений создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.

Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области. Обязать администрацию Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.

В судебном заседании административный истец прокурор Константиновского района Ростовской области Лашков Р.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Стычновского сельского поселения о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее направил в адрес суда возражение на административное исковое заявление.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, выслушав представителя административного истца прокурора Константиновского района Ростовской области, исследовав и оценив в совокупности доказательства по административному делу, полагает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Исходя из положений п.п. 6, 7, 8, 9 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно п.п. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный: для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 93 ЖК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Константиновского района проведена проверка жилищного законодательства в деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой, установлено, что на территории Стычновского сельского поселения специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда отсутствует, в связи с чем, 29.05.2023 в адрес главы администрации поселения внесено представление, однако по результатам его рассмотрения выявленные нарушения не устранены.

Из ответа главы Администрации Стычновского сельского поселения от 27.06.2023 года следует, что в настоящее время средств в бюджете поселения на ремонт нет, так как бюджет поселения дотационный, сформирован в размере прогнозного объема доходов бюджета, сбалансирован и прият на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Во исполнение представления, при формирования бюджета Стычновского сельского поселения Константиновского района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будет рассмотрен вопрос о возможности планирования ассигнований на капитальный ремонт квартиры, в целях дальнейшего формирования маневренного жилого фонда (л.д. 17-18).

Отсутствие маневренного жилого фонда (в том числе и по причине незавершенной процедуры оформления), нарушает конституционные права граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (в связи с утратой жилых помещений вследствие чрезвычайных ситуаций, при проведении капитального ремонта занимаемых гражданами жилых помещений, в случае утраты жилого помещения и по другим основаниям).

Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории Богоявленского сельского поселения, при возникновении определенных обстоятельств, может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения. Нехватка или отсутствие на территории района маневренного жилищного фонда - помещений, представляемых на период завершения капитального ремонта или реконструкции дома, является препятствием для проведения таких ремонтных работ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о бездействии Стычновского сельского поселения, выразившегося в отсутствии маневренного фонда, поскольку обязанность по созданию маневренного жилищного фонда законом не поставлена под условие реальной нуждаемости и необходимости создания в каждом муниципальном образовании маневренного фонда, а отсутствие надлежащего финансирования не освобождает Администрацию Стычновского сельского поселения от исполнения возложенной на нее Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по созданию маневренного жилищного фонда и не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 и ч. 1 ст. 39 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Константиновского района Ростовской в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Стычновского сельского поселения о признании бездействий незаконными и об обязании создать маневренный жилищный фонд - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области.

Обязать администрацию Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.

Административного ответчика администрацию Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области от уплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                    А.А. Антончик

2а-889/2023 ~ М-782/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Константиновского района
Ответчики
Администрация Стычновского сельского поселения
Суд
Усть-Донецкий районный суд Ростовской области
Судья
Антончик Анжелика Александровна
Дело на сайте суда
ustdonetsky--ros.sudrf.ru
18.08.2023Регистрация административного искового заявления
21.08.2023Передача материалов судье
21.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2023Подготовка дела (собеседование)
04.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023Дело оформлено
12.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее