Дело № 2а-208/2023
УИД22RS0023-01-2023-000202-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2023 года с. Калманка
Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Рудь Т.О.,
при секретаре Ульрих А.Н.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Калманского района Алтайского края Ленц Е.А., представителя административного ответчика администрации Калманского района Алтайского края Оплачко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Калманского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калманского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калманского района Алтайского края обратился в суд с административным иском к администрации Калманского района Алтайского края о признании незаконным, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой Калманского района Алтайского края проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в деятельности администрации Калманского района Алтайского края по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма. В ходе проверки установлено, что на очереди на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда состоит 72 человека, однако жилые помещения по договорам социального найма указанных лицам не предоставляются, поскольку в муниципальном образовании жилищный фонд указанной категории отсутствует. В прокуратуру Калманского района Алтайского края поступают жалобы граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по факту длительного непредоставления жилья. По результатам проведенной в январе 2023 года проверки в связи с установленными нарушениями, выражающимися в отсутствии жилых помещений для предоставления по договорам социального найма, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, прокурором Калманского района Алтайского края внесено представление заместителю главы Калманского района Алтайского края о принятии должным мер по подбору и приобретению указанных помещений. В ответ на данное представление администрацией района предоставлен ответ об отсутствии свободного муниципального жилищного фонда в Калманском районе Алтайского края.
Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению граждан, нуждающихся в жилых помещениях, влекущее за собой нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц, послужило основанием для обращения прокурором Калманского района Алтайского края с настоящим иском, в котором административный истец (с учетом уточнения требований) просит признать незаконным, не соответствующим нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Калманский район Алтайского края, бездействие по принятию мер к созданию муниципального жилищного фонда социального использования; возложить на администрацию Калманского района Алтайского края обязанность в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать муниципальный жилищный фонд социального использования.
В судебном заседании помощник прокурора Калманского района Алтайского края Ленц Е.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Калманского района Алтайского края Оплачко В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в части возложения на администрацию Калманского района Алтайского края создать муниципальный жилищный фонд социального использования. В обоснование позиции указала на то, что администрацией проводится работа по формированию муниципального жилищного фонда, бездействие органа местного самоуправления отсутствует.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1,2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее –КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 139 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Конституция Российской Федерации, закрепляет в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положения статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования; специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд; жилищный фонд коммерческого использования.
Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям
Жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
В силу 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14).
Из положений частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросы обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14 и пункта 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания муниципального жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Калманского района Алтайского края проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в деятельности администрации Калманского района Алтайского края по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма.
В ходе проведения проверки установлено, что согласно утвержденного списка, по состоянию на 10 июля 2023 года в очереди на предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда в Калманском районе состоит 72 человека. Жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования гражданам не предоставлялись и не предоставляются в связи с отсутствием свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда. В прокуратуру района обращаются граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по факту длительного непредоставления жилья.
Установив отсутствие муниципальных жилых помещений для предоставления по договорам социального найма, а также не принятием должных мер администрацией района по подбору и приобретению указанных помещений, 31 января 2023 года прокурором Калманского района Алтайского края в адрес заместителя главы администрации Калманского района Алтайского края внесено представление.
01 марта 2023 года администрацией Калманского района Алтайского края предоставлен ответ на представление № 438, из которого следует, что на 01 марта 2023 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 20 многодетных семей данной категории, из них признаны малоимущими 5 семей. Предоставить жилые помещения указанной категории граждан не представляется возможным, ввиду отсутствия свободного муниципального жилищного фонда в Калманском районе. Также указано на то, что администрацией совместно с администрациями сельсоветов проводятся мероприятия по государственной регистрации права собственности на ранее учтенные объекты недвижимости, а также выявлению объектов недвижимости, в том числе жилых помещений, которые не имеют собственника или собственник на которые неизвестен, либо от права собственности на который собственник отказался. После чего планируется данные объекты принять на учет как бесхозяйные недвижимые вещи, а в дальнейшем зарегистрировать право муниципальной ответственности на них. Работа в данном направлении планируется к завершению до конца 2023 года.
В судебном заседании представитель ответчика также подтвердила проведение вышеуказанных мероприятий в рамках выполнения требований Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон № 518-ФЗ) на основании поступивших из Алтайкрайимущества рекомендаций и перечня имущества.
Так, из представленных административным ответчиков документов усматривается, что 29 июня 2021 года Алтайкрайимущество, в адрес глав муниципальных образований и городских округов, в том числе в адрес главы администрации Калманского района Алтайского края, в связи с вступлением в силу Закона № 518-ФЗ, направлены списки объектов недвижимости капитального строительства, земельных участков, по которым согласно сведениям баз данных права собственности в ЕГРН не зарегистрированы. Даны рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
20 апреля 2022 года межмуниципальным Топчихинским отделом Управления Росреестра по Алтайскому краю направлено сообщение Главе администрации Калманского района о нахождении на территории Калманского района зданий, помещений, земельных участков, права на которые не зарегистрированы. Также указано на то, что работа по исполнению Закона № 518-ФЗ в Калманском районе организована на слабом уровне.
В дальнейшем Главой Калманского района утвержден план-график выполнения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Однако по результатам предоставленных отчетов Алтайкрайимущество письмом от 07 августа 2023 года отмечен низкий темп отработки объектов.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что, не смотря на проведение администрацией Калманского района Алтайского края с 2021 года некоторых мероприятий по выявлению объектов недвижимости, часть из которых в перспективе может быть включено в число объектов муниципальной собственности, однако учитывая длительный период времени отсутствие муниципального жилья и непредоставление в связи с этим жилых помещений нуждающимся, состоящим долгое время на учете (с 2000 гг.), суд приходит к выводу, что отсутствие муниципального жилищного фонда социального использования на территории Калманского района Алтайского края свидетельствует о незаконном бездействии администрации и ведет к нарушению конституционных и жилищных прав граждан на нормальные условия проживания, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
При таких обстоятельствах, бездействие административного ответчика по принятию мер к созданию муниципального жилищного фонда социального использования является незаконным, не соответствующим нормам Жилищного кодекса и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц граждан, проживающих на территории Калманского района Алтайского края.
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона суд приходит к выводу о том, что на административного ответчика, как на орган местного самоуправления, законом возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории района муниципального жилого фонда, состоящего жилых помещений, пригодных для проживания, которые могут быть предоставлены о договору социального найма.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Калманского района Алтайского края удовлетворить.
Признать незаконным, не соответствующим нормам Жилищного кодекса и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц граждан, проживающих на территории Калманского района Алтайского края, бездействие администрации Калманского района Алтайского края по принятию мер к созданию муниципального жилищного фонда социального использования.
Возложить на администрацию Калманского района Алтайского края обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать муниципальный жилищный фонд социального использования.
Администрации Калманского района Алтайского края необходимо сообщить об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного судом для исполнения судебного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 28 августа 2023 года.
Судья Т.О. Рудь