Дело № 2а-330/2022
25RS0018-01-2022-000713-66
Мотивированное решение изготовлено
31 мая 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2022 года пгт. Кировский
Кировский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Чудиновой А.А.,
при секретаре Гончарук А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Кировского муниципального района Приморского края к отделу судебных приставов по Кировскому району УФССП России по Приморскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому району УФССП России по Приморскому краю Дворник О.Н., Управлению ФССП России по Приморскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
администрация Кировского муниципального района Приморского края обратилось в суд с требованиями о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, указав, что решением Кировского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Кировского муниципального района обязанность в течение 7 (семи) месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «ООШ с. Родниковое Кировского района»; а также возложена обязанность на МБОУ «ООШ с. Родниковое» в течение 6 (шести) месяцев после осуществления финансирования расходов администрацией Кировского муниципального района, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ «ООШ с. Родниковое Кировского района», оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>: охраной объектов (территорий) пропускным и внутриобъектовым режимами и осуществлять контроль за их функционированием; системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; системой наружного освещения. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Кировским районным судом Приморского края, возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении обязанности на администрацию Кировского муниципального района в течение 7 месяцев после вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование расходов, необходимых для устранения нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ «ООШ с. Родниковое». В данном постановлении указано, что администрация обязана предоставить сведения о самостоятельном исполнении решения суда в течение 5 дней. В порядке добровольного исполнения суда администрация инициировала внесение изменений в бюджет Кировского муниципального района. Решением Думы Кировского муниципального района № 16-НПА от 25.03.2021 выделены денежные средства; постановлением администрации Кировского муниципального района № 157 от 31.05.2021 внесены изменения в муниципальную программу «Профилактика экстремизма и терроризма в Кировском муниципальном районе на 2018-2022 годы», утвержденной постановлением администрации Кировского муниципального района от 06.03.2018 № 75». Административный истец считает, что администрацией Кировского муниципального района осуществлено финансирование расходов, необходимых для устранения нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ «ООШ с. Родниковое», о чем ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Кировскому району поданы подтверждающие документы, то есть в срок 5 дней, установленный для добровольного исполнения. Однако ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Ссылаясь на исполнение администрацией района требований по исполнительному производству в установленный срок для добровольного исполнения решения суда, административный истец просит постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по Кировскому району Дворник О.Н., УФССП Приморского края; в качестве заинтересованных лиц – МБОУ «ООШ с. Родниковое» и прокуратура Кировского района Приморского края.
Представитель административного истца администрации Кировского муниципального района в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении административного иска в ее отсутствие; решение суда оставлено на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ОСП по Кировскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; сведениями о неявке представителя по уважительной причине суд не располагает; ходатайств об отложении слушания суду не поступало.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Кировскому району УФССП по Приморскому краю Дворник О.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом; в письменных возражениях в удовлетворении административного иска просит отказать, в том числе, в связи с пропуском 10-дневного срока на обжалование постановления.
Представитель административного ответчика Управления ФССП России по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; сведениями о неявке представителя по уважительной причине суд не располагает; ходатайств об отложении слушания суду не поступало.
Представители заинтересованных лиц – прокуратуры Кировского района Приморского края и МБОУ «ООШ с. Родниковое» в судебное заседание не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; сведениями о неявке по уважительной причине суд не располагает; ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не поступало.
Участвующие по делу лица о дате слушания также извещены публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения настоящего дела на интернет-сайте Кировского районного суда Приморского края в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
На основании статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив основания заявленных требований, изучив представленные суду доказательства и исполнительное производство №-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 360 КАС РФ определено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
Положения части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьями 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор – это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункты 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (пункт 3).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Частью 6 статьи 112 названного Закона установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора.
Для признания незаконными постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, урегулированы положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решением Кировского районного суда Приморского края № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Кировского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц; на администрацию Кировского муниципального района возложена обязанность в течение семи месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов для устранения нарушений требований к антитеррористической защищенности здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Родниковое Кировского района»; на МБОУ «ООШ с. Родниковое» возложена обязанность в течение 6 (шести) месяцев после осуществления финансирования расходов администрацией Кировского муниципального района, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ «ООШ с. Родниковое Кировского района», оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>, охраной объектов (территорий) пропускным и внутриобъектовым режимами и осуществлять контроль за их функционированием; системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; системой наружного освещения. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ прокурору Кировского района Приморского края выдан исполнительный лист серии ФС №.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району Дворник О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Кировского муниципального района Приморского края; предмет исполнения: обязать администрацию Кировского муниципального района Приморского края в течение 7 (семи) месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Родниковое Кировского района».
В постановлении должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Как следует из исполнительного производства №-ИП, данное постановление получено администрацией Кировского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное постановление администрацией Кировского муниципального района обжаловано не было.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Кировского муниципального района Приморского края направила в ОСП по Кировскому району УФССП России по Приморскому краю документы, подтверждающие выделение денежных средств из районного бюджета для проведения мероприятий по предупреждению терроризма на территории Кировского муниципального района, а именно: копию выписки из нормативного правового акта о бюджете Кировского муниципального района, копию постановления администрации Кировского муниципального района № 157 от 31.05.2021 «О внесении изменений в муниципальную программу «Профилактика экстремизма и терроризма на территории Кировского муниципального района на 2018-2022 годы», утвержденную постановлением администрации Кировского муниципального района на 06.03.2018 № 75».
Между тем, из перечисленных документов не представляется возможным установить, что выделенные денежные средства были направлены именно на финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ «ООШ с. Родниковое Кировского района».
В связи с неисполнением администрацией Кировского муниципального района решения в течение установленного для добровольного исполнения срока, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району ФИО1 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое получено администрацией Кировского муниципального района Приморского края ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов исполнительного производства №-ИП следует, что в целях исполнения решения суда администрацией Кировского муниципального района (МБОУ «ООШ с. Родниковое») перечислены ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 25 000 рублей за выполнение работ по оснащению системой передачи тревожных сообщений по договору № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 6 385 рублей в рамках профилактики терроризма и экстремизма за дюбель, трубу гофрир, прожектор светодиодный, кабель по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, осуществлено финансирование для выполнения МБОУ «ООШ с. Родниковое» обязанности по установлению системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; оснащение системой наружного освещения.
Вместе с тем, административным истцом ни судебному приставу, ни суду, в нарушение статьи 62 КАС РФ, не представлено доказательств оснащения здания, расположенного по адресу: <адрес>, охраной объектов (территорий) пропускным и внутриобъектовым режимами и осуществить контроль за их функционированием.
Кроме того, согласно части 3 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В судебном заседании установлено, что постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ получено администрацией Кировского муниципального района в этот же день – ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление об оспаривании названного постановления административным истцом подано в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3).
Таким образом, установленный процессуальным законодательством срок обращения в суд истек.
Уважительными причинами пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным иском. Доказательств таких обстоятельств суду стороной административного истца не представлено, как и не заявлено о восстановлении срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 180, 227, 360 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление администрации Кировского муниципального района Приморского края к отделу судебных приставов по Кировскому району УФССП России по Приморскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому району УФССП России по Приморскому краю Дворник О.Н., Управлению ФССП России по Приморскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Кировский районный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А. А. Чудинова