Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1159/2024 (2а-7192/2023;) ~ М-6856/2023 от 19.12.2023

к делу №2а-1159/2024 (№ 2а-7192/2023)

61RS0022-01-2023-008957-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2024 года                              г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Верещагиной В.В.,

при секретаре судебного заседания Панчихиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г.Таганрога Ростовской области к ведущему судебному приставу - исполнителю Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Вялков А.С., ГУФССП России по Ростовской области, заинтересованные лица: прокурор г.Таганрога, Цыбулина Н.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Таганрога Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу - исполнителю Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Вялков А.С., ГУФССП России по Ростовской области, заинтересованные лица: прокурор г.Таганрога, Цыбулина Н.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование указав следующее.

27.09.2022г. Таганрогским городским судом Ростовской области принято решение по делу по иску прокурора г.Таганрога в интересах Цыбулиной Н.Ю. к Администрации г.Таганрога об обязании обеспечить жильем лицо, относящиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которым заявленные исковые требования прокурора г. Таганрога удовлетворены в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу 08.11.2022г.

05.04.2023г. судебным приставом – исполнителем Таганрогского городского отдела судебных приставов в отношении Администрации г.Таганрога возбуждено исполнительное производство -ИП.

В рамках данного исполнительного производства 14.04.2023г. ведущим судебным приставом-исполнителем Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Вялковым А.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, которое поступило в Администрацию г.Таганрога 22.11.2023г. (вх. №60-вх/11231).

Ссылаясь на ч.6 и ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), административный истец считает, что имеются основания для освобождения Администрации г.Таганрога от взыскания исполнительского сбора, поскольку во исполнение решения суда постановлением Администрацией г.Таганрога от 27.09.2023г. №2063 Цыбулиной Н.Ю. предоставлена квартира муниципального жилищного фонда №70 общей площадью 33,2 кв.м., расположенная в г.Таганроге по <адрес>.

Административный истец полагает, что Администрацией г.Таганрога предприняты все необходимые и достаточные меры в пределах полномочий органа местного самоуправления для исполнения решения суда в добровольном порядке, которое исполнено, в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

В связи с этим Администрация г.Таганрога просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 05.04.2023г. -ИП.

В судебное заседание представитель административного истца Администрации г.Таганрога, административный ответчик ведущий судебный пристав - исполнитель Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Вялков А.С., представитель административного ответчика ГУФССП России по Ростовской области, заинтересованное лицо прокурор г.Таганрога не явились, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Цыбулина Н.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, в суд вернулся почтовый конверт с отметкой «истек срок хранения».

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации).

Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Ч.1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Частью 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Ч.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч.2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001г. № 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017г. № 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.04.2023г. судебным приставом-исполнителем Таганрогского городского отдела СП ГУФССП России по Ростовской области вынесено постановление, которым возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного документа серии ФС , выданного Таганрогским городским судом Ростовской области по делу , предмет исполнения: обязать Администрацию г.Таганрога предоставить Цыбулина Н.Ю., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте г.Таганрога, по договору найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 05.04.2023г. было получено Администрацией г.Таганрога 05.04.2023г., что подтверждается материалами дела.

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 05.04.2023г. должнику Администрации г.Таганрога установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 14.04.2023г. ведущим судебным приставом-исполнителем Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Вялковым А.С. было вынесено постановление о взыскании с Администрации г.Таганрога исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Данное постановление было получено Администрацией г.Таганрога 17.04.2023г., что подтверждается материалами дела.

14.04.2023г. судебным приставом – исполнителем Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 19.05.2023г., копия которого получена должником 17.04.2023г.

25.05.2023г. судебным приставом – исполнителем Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 14.07.2023г., копия которого получена должником 25.05.2023г.

21.07.2023г. судебным приставом – исполнителем Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 25.08.2023., копия которого получена должником 21.07.2023г.

10.10.2023г. судебным приставом – исполнителем Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 31.10.2023г., копия которого получена должником 10.10.2023г.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Администрацией г.Таганрога от 27.09.2023г. Цыбулиной Н.Ю. предоставлена квартира муниципального жилищного фонда общей площадью 33,2 кв.м., расположенная в <адрес>, в дальнейшем между МКУ «Альтернатива» и Цыбулиной Н.Ю. 08.11.2023г. заключен договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.

22.11.2023г. судебным приставом – исполнителем Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Прокофьевой Н.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП от 05.04.2023г. по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Принимая во внимание вышеуказанные законоположения, разъяснения высшей судебной инстанции, установленную по обстоятельствам дела степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, специфику требований исполнительного документа, а также совокупность иных обстоятельств, установленных по делу, суд приходит к выводу, что должником принимались действия, направленные на исполнение требований вышеуказанного исполнительного документа.

При этом умышленного уклонения должника от исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного документа судом при рассмотрении настоящего административного дела не установлено, исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением должником требований исполнительного документа.

С учетом изложенного суд считает возможным освободить Администрацию г.Таганрога Ростовской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава – исполнителя Таганрогского городского отдела СП ГУФССП России по Ростовской области от 14.04.2023г. в рамках исполнительного производства -ИП от 05.04.2023г.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации г.Таганрога Ростовской области к ведущему судебному приставу - исполнителю Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Вялков А.С., ГУФССП России по Ростовской области, заинтересованные лица: прокурор г.Таганрога, Цыбулина Н.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Администрацию г. Таганрога Ростовской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей по постановлению судебного пристава – исполнителя Таганрогского городского отдела СП ГУФССП России по Ростовской области от 14.04.2023г., вынесенного в рамках исполнительного производства -ИП от 05.04.2023г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01.02.2024г.

Председательствующий     В.В. Верещагина

2а-1159/2024 (2а-7192/2023;) ~ М-6856/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Таганрога
Ответчики
Ведущий судебный пристав - исполнитель ТГО СП ГУФССП России по РО Вялков Александр Сергеевич
ГУФССП России по РО
Другие
Цыбулина Надежда Юрьевна
Прокурор г. Таганрога
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Верещагина Виктория Валерьевна
Дело на сайте суда
taganrogsky--ros.sudrf.ru
19.12.2023Регистрация административного искового заявления
19.12.2023Передача материалов судье
20.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее