Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 августа 2024 года г.Рязань
Московский районный суд г.Рязани в составе:
председательствующей судьи Сазоновой Л.Б.,
с участием старшего помощника прокурора Московского района г.Рязани Трушкиной И.В.,
при секретаре Комаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску № 2а-2253/2024 (УИД: 62RS0002-01-2024-002533-90) прокурора Московского района г.Рязани, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Московского района г.Рязани, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани о понуждении к совершению действий, мотивируя требования тем, что прокуратурой Московского района г.Рязани проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в ходе которой были выявлены недостатки в содержании участка автомобильной дороги по ул.Костычева, г.Рязань.
Вопреки требованиям законодательства на проезжей части по ул.Костычева, г.Рязань отсутствует (изношена) горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки, а также горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход» на пешеходных переходах по ул.Костычева, г.Рязань.
Автомобильная дорога по ул.Костычева, г.Рязани является автодорогой общего пользования местного значения, находящейся на территории муниципального образования – городской округ город Рязань. Таким образом, ответчиком нарушаются требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани в связи с непринятием мер по приведению автомобильной дороги общего пользования (отсутствие (изношена) горизонтальной дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки, а также горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на пешеходных переходах) по ул.Костычева, г.Рязань к нормам «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; обязать Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани нанести горизонтальную дорожную разметку, разделяющую транспортные потоки, а также горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход» на пешеходных переходах по ул.Костычева, г.Рязань в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017.
В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района г.Рязани Трушкина И.В. административные исковые требования поддержала и просила обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения.
Представитель административного ответчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором просил установить срок исполнения требований административного искового заявления до 01.01.2016г.
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора Московского района г.Рязани Трушкину И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административной судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст.ст.45, 46 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В свою очередь, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.
По смыслу ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу ст.1 Федерального закона от 10 декабря 195 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Из п.п. 6, 12 ст.3 Федерального закона от 10 декабря 195 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10 декабря 195 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст.17 Федерального закона от 10 декабря 195 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог являются дорожной деятельностью; п. 3 ст. 15 данного Закона устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормами ч.ч.1,2 ст.17 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Системный анализ вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что лицами, ответственными за содержание, ремонт, обеспечение безопасности движения на дорогах, являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также лица, на которых возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог.
Согласно постановлению Администрации г.Рязани от 29.11.2016 №5187 «Об утверждении уточненного перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории муниципального образования – городской округ город Рязань» ул.Костычева г.Рязани относятся к автомобильным дорогам местного значения на территории муниципального образования – городской округ город Рязань.
В соответствии с п. 5 ч. ст. 9 Устава муниципального образования округа город Рязань Рязанской области, принятого Решением Рязанского городского Совета от 30.06.2006г. № 470-Ш к вопросам местного значения города Рязани относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «п» п.3 ч.1 ст. 39 Устава муниципального образования - городской округ г. Рязань Рязанской области к полномочиям администрации города Рязани в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города (далее - дорог местного значения); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, законами Рязанской области к полномочиям органов местного самоуправления (пп. «п» в ред. Решения Рязанской городской Думы от 22.12.2011 №457-1).
Решением Рязанской городской Думы от 25.12.2023 № 119-IV (ред. от 29.02.2024) утверждено «Положение об управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани», в соответствии с п. 1.1. которого Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани является структурным подразделением администрации города Рязани. Деятельность Управления непосредственно координирует и контролирует заместитель главы администрации в соответствии с распределением должностных обязанностей, установленным правовым актом администрации города Рязани.
На основании п. 3.1 названного Положения к основным задачам Управления относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории муниципального образования - городской округ город Рязань.
Управление является структурным подразделением администрации города Рязани. Следовательно, обязанность по организации содержания и ремонту автомобильных дорог г.Рязани лежит на Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017г. № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого при условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с пунктом 6.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953. Форма, размеры и цвет которой должны соответствовать «ГОСТ Р 51256-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 20.02.2018 № 81-ст). Разметка должна быть нанесена по «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст) в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 6.3.2 ГОСТа Р 50597-2017 дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляется в сроки, приведенные в таблице 6.2.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Московского района г.Рязани проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Вопреки указанных требований законодательства на проезжей части по ул.Костычева, г.Рязань отсутствует (изношена) горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки, а также горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход» на пешеходных переходах по ул.Костычева, г.Рязань.
Стороной административного ответчика данные обстоятельства не оспаривались и подтверждаются имеющимся в материалах дела актом проверки от 07.06.2024г.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные нарушения административным ответчиком не устранены до настоящего времени.
Оценивая в совокупности указанное выше, суд приходит к выводу, что административный ответчик - Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения с нарушением требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения. Невыполнение вышеперечисленных требований законодательства может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц, так как нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают реальную опасность защищенности граждан от вреда жизни и здоровью, материального ущерба. В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия, связанного с нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, может повлечь за собой человеческие жертвы и существенный материальный ущерб.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что административные исковые требования прокурора Московского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани законны и подлежат удовлетворению.
Что касается срока исполнения указанных действий, суд полагает, что срок до 01 января 2026 года является разумным и обеспечивающим возможность исполнения возложенной судом обязанности по нанесению разметки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Московского района г.Рязани, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани в связи с непринятием мер по приведению автомобильной дороги общего пользования (отсутствие (изношена) горизонтальной дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки, а также горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на пешеходных переходах) по ул.Костычева, г.Рязань к нормам «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Обязать Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Рязани в срок до 01 января 2026 года нанести горизонтальную дорожную разметку, разделяющую транспортные потоки, а также горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход» на пешеходных переходах по ул.Костычева, г.Рязань в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2024 года.
Судья/подпись/
Копия верна: Судья Л.Б. Сазонова