Дело № 2а-337/2023
03RS0032-01-2023-000131-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2023 г. г. Бирск
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хисматуллиной Р.Ф.,
при секретаре Абрамовой Е.Л.,
при участии представителя административного истца помощника Бирского межрайонного прокурора Мартыновой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бирского межрайонного прокурора РБ в интересах граждан и неопределенного круга лиц к Темникову В.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Бирский межрайонный прокурор РБ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Темникову В.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами. В обоснование административного иска указано, что Темников В.А. имеет право управления транспортными средствами - водительское удостоверение <данные изъяты>, которое действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке врача психиатра-нарколога А.И.З. Темникв В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на диспансерном учете у врача <данные изъяты>
На основании изложенного, Бирский межрайонный прокурор РБ просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами Темникова В.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с имеющимися медицинскими противопоказаниями к указанному виду деятельности, поскольку Темников В.А., управляя транспортными средствами, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения, что не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Бирского межрайонного прокурора РБ Мартынова И.Е. иск поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета.
В судебное заседание административный ответчик Темников В.А. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайство об отложении дела в суд не направил.
В судебном заседании представитель ГБУЗ РБ Бирская ЦРБ по доверенности Ш.В.Н. не явился, извещен надлежащим образом, в суд направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель третьего лица – ОГИБДД МВД России по Бирскому району, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий являются основными задачами настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участник дорожного движения лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Статьей 1079 ГК РФ установлено, что одним из источников повышенной опасностью является использование транспортного средства.
Частью 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ определено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ч. 6 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
Право на управление транспортными средствами в соответствии с ч.4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» подтверждается водительским удостоверением.
Как следует из содержания ст.ст. 5 и 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Согласно ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 (ред. от 03.08.2019) «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» установлены заболевания, наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Пунктом 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н (ред. от 07.06.2022) определено, что решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
1) наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» при предоставлении медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:
- подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;
- подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
2) наличие у пациентов с диагнозом «употребление с вредными последствиями» подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Согласно данным представленным Отделом МВД России по Бирскому району Темников В.А. имеет право управления транспортными средствами – водительское удостоверение <данные изъяты>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом был сделан запрос в адрес ГБУЗ Бирская ЦРБ (№ от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости подтверждения сведений о том, что Темников В.А. состоит на учете у врача-<данные изъяты>
В адрес суда от ГБУЗ РБ «Бирская центральная районная больница» поступил ответ № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым главный врач Х.А.Р. подтверждает, что Темников В.А.с.ДД.ММ.ГГГГ года состоит на диспансерном учёте у врача - <данные изъяты>
Оценив все вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что действительно у Темникова В.А. имеются основания для прекращения действия права на управление транспортными средствами и водительского удостоверения.
Управляя автотранспортным средством Темников В.А., являющийся больным наркоманией и употребляющим наркотические и психотропные вещества, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и другим инцидентам, повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц.
При указанных обстоятельствах, действие права Темникова В.А. на управление транспортным средством должно быть прекращено в связи с ухудшением его здоровья на почве употребления психоактивных веществ, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Согласно ч. 1. ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░.░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░