Решение
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 г. г. Буденновск
Буденновский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Григорьева Д.Ю., при секретаре судебного заседания Тенищевой М.А., с участием прокурора – <данные изъяты> Леонова И.В., административного ответчика – председателя аттестационной комиссии войсковой части № Матвеева А.В. и административного ответчика – командира войсковой части № Викторова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-23/2021 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Гасратова Бахтияра Багаутдиновича об оспаривании действий командира и аттестационной комиссии войсковой части №, связанных с порядком проведения аттестации, досрочным увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части,
установил:
Гасратов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив и увеличив свои требования, просил признать незаконными действия командующего 58 общевойсковой армии Министерства обороны Российской Федерации (далее – командующий), связанные с досрочным увольнением его с военной службы (приказ от 28 октября 2020 г. № 179) и командира войсковой части №, связанные с исключением из списков личного состава воинской части (приказ от 3 февраля 2021 г. № 23), а также возложить обязанность на указанных должностных лиц по отмене названных приказов и восстановлении его на военной службе в прежней, либо равной воинской должности с обеспечением установленными видами довольствия за период незаконного увольнения, включив указанный период в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания, а также списках личного состава.
В обоснование своих требований Гасратов указал, что полагает свое увольнение незаконным, поскольку условий контракта он не нарушал, добросовестно исполняя общие и должностные обязанности по военной службе. Гасратов также указал, что не согласен с оспариваемым приказом, поскольку он основан на заключении аттестационной комиссии, проведенной с нарушением действующего законодательства.
В ходе судебного заседания Гасратов отказался от требований к войсковой части № в связи с их фактическим удовлетворением. Данный отказ был принят судом, а производство по делу в этой части прекращено.
В остальной части административный истец и его представитель поддержали требования и доводы, изложенные в заявлении, также указав, что не согласны с порядком увольнения Гасратова с военной службы, так как он на заседании аттестационной комиссии не присутствовал ввиду нахождения в отпуске в Республике Дагестан, равно как и не доводили до него отзыв, содержащийся в аттестационном листе.
Представитель административного ответчика И требования административного истца не признал и просил отказать в их удовлетворении, так как Гасратов был уволен с военной службы на основании заключения аттестационной комиссии войсковой части №, которая, по результатам оценки служебной деятельности административного истца, а также факта привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, ходатайствовала перед вышестоящим командованием об увольнении административного истца с военной службы.
Прокурор Леонов в своем заключении также просил суд отказать Гасратову в удовлетворении его требований ввиду того, что по результатам исследованных доказательств, каких-либо нарушений закона при увольнении Гасратова с военной службы, установлено не было.
Заслушав доводы сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Гасратова по следующим основаниям.
Согласно ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к числу общих обязанностей военнослужащего относится строгое соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов, воинской дисциплины, а появление в общественных местах в состоянии опьянения, в соответствии со ст. 72 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, является дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.
В пункте 3 ст. 32 и подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что условия заключенного контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
В судебном заседании установлено, что Гасратов, проходящий военную службу по контракту в войсковой части №, приказом командующего от 28 октября 2020 г. № 179 досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы, то есть на основании подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», что подтверждается выпиской из этого приказа.
Основанием для принятия командующим такого решения послужило, как это следует из возражений представителя административного ответчика, представление к увольнению Гасратова с военной службы, решение аттестационной комиссии войсковой части №, а также иные необходимые документы.
Как следует из копии представления к увольнению административного истца с военной службы от 22 октября 2020 г. и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии войсковой части № от той же даты № 27, последний характеризуется отрицательно, имеет ряд неснятых дисциплинарных взысканий и рассмотрен на заседании аттестационной комиссии, которая ходатайствовала об увольнении Гасратова с военной службы ввиду несоответствия занимаемой воинской должности.
Аналогичные сведения, характеризующие личность и служебную деятельность Гасратова, содержатся и в аттестационном листе, доведенном до административного истца 3 октября 2020 г., который также содержит запись о несогласии последнего с ним.
В соответствии с копией листа беседы, 22 октября 2020 г. с Гасратовым проведена беседа перед представлением его к увольнению с военной службы.
Проверяя довод административного истца о нарушении командованием войсковой части № процедуры аттестации при рассмотрении вопроса о его досрочном увольнении с военной службы, суд приходит к следующим выводам.
В своих доводах относительно порядка проведения аттестации Гасратов указал, что с отзывом, содержащимся в аттестационном листе, его не ознакамливали, равно как он не мог находиться 22 октября 2020 г. на аттестационной комиссии при разрешении вопроса его досрочного увольнения с военной службы, поскольку находился в отпуске в Республике Дагестан, о чем административным истцом представлен отпускной билет, содержащий отметки сельского поселения «Сельсовет Рубасский» Республики Дагестан с датами прибытия и убытия 19 и 27 октября 2020 г., соответственно.
Кроме того, Гасратов ссылался на его нахождение в период проведения аттестационной комиссии в отделе МВД России по Дербентскому району Республики Дагестан.
Однако эти доводы административного истца суд считает голословными по следующим основаниям.
Свидетели Ц, М, И, Ю и Т (председатель и члены аттестационной комиссии, а Т – лицо, представлявшее Гасратова на аттестационной комиссии) показали, что в октябре 2020 года состоялось заседание аттестационной комиссии войсковой части № в ходе проведения которой присутствовал административный истец, которому предоставлялась возможность дать объяснения по рассматриваемому вопросу. Представлял Гасратова на аттестационной комиссии его командир роты, который согласился с отзывом, составленным его заместителем Собенниковым в период исполнения обязанностей командира роты.
Из показаний указанных выше свидетелей также следует, что помимо отзыва, аттестационной комиссии для оценки служебной деятельности Гасратова также были представлены его служебная карточка, содержащая сведения о наличии у последнего дисциплинарных взысканий и копия постановления суда о привлечении Гасратова к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. Оценив совокупность данных о служебной деятельности и личности Гасратова, с учетом совершенного им административного правонарушения, аттестационная комиссия приняла решение ходатайствовать о досрочном увольнении административного истца с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. С данным решением Гасратов был ознакомлен, после чего с ним проведена беседа перед представлением к увольнению с военной службы.
Факт составления названного отзыва подтвердил свидетель С, который показал, что в октябре 2020 года в период исполнения им обязанностей командира роты, он составлял отзыв на Гасратова, содержащийся в аттестационном листе, в котором последний после ознакомления расписался, а также указал о несогласии с ним.
В соответствии с копией служебной карточки Гасратова, на момент принятия аттестационной комиссией приведенного выше решения, административный истец имел одно неснятое дисциплинарное взыскание.
Согласно копии вступившего 18 сентября 2020 г. в законную силу постановления Махачкалинского гарнизонного военного суда от 7 августа 2020 г., Гасратов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, и ему назначено наказание, соответствующее санкции данной статьи.
Как следует из сообщения отдела МВД России по Дербентскому району Республики Дагестан от 25 марта 2021 г., в период с 19 по 27 октября 2020 г. Гасратов в названный отдел не доставлялся и не задерживался.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца о нарушении порядка проведения аттестационной комиссии ввиду его отсутствия на её заседании, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются как показаниями приведенных выше свидетелей, так и изложенными выше документами, в том числе – сообщением из ОМВД России по Дербентскому району Республики Дагестан.
Каких-либо оснований для оговора Гасратова допрошенными свидетелями, в ходе судебного разбирательства не выявлено.
Нахождение же Гасратова в день проведения аттестационной комиссии в основном отпуске, не препятствует его участию в проведении этой комиссии. Состав же комиссии соответствует представленному приказу об этом командира войсковой части № от 24 июля 2020 г. № 316.
Что же касается довода административного истца об отсутствии у командования оснований для его увольнения с военной службы ввиду добросовестного его отношения к ней и представленных им ходатайств врио командира роты С в адрес командования, а также служебной характеристики, которые исключительно положительно характеризуют Гасратова по службе, то суд, оценивая их критически, также находит этот довод административного истца несостоятельным, поскольку сам факт совершения военнослужащим административного правонарушения, выразившегося в невыполнении водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, свидетельствует о грубом нарушении им общих обязанностей военнослужащего, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, то есть о невыполнении им условий контракта, что само по себе могло явиться основанием для досрочного увольнения с военной службы.
При этом, оценивая приведенные выше ходатайства и характеристику, суд также учитывает показания свидетеля С о том, что в период исполнения им обязанностей командира роты Гасратов приносил ему названные документы, которые он подписал не читая ввиду большой загруженности по службе. Самостоятельных указаний кому-либо на их составление, он не давал.
Таким образом, поскольку нарушение, по мнению Гасратова, порядка проведения аттестационной комиссии, равно как отсутствие по его мнению оснований для увольнения с военной службы, являлись единственными доводами в обоснование своих требований об отмене приказа командующего об увольнении его с военной службы, и они не нашли в суде своего подтверждения, то суд, с учетом совокупности всех исследованных в суде доказательств, признает оспариваемый приказ от 28 октября 2020 г. № 179 законным, поскольку он издан надлежащим должностным лицом, в установленные сроки и с проведением всех необходимых мероприятий.
Так как административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░