Дело № 2а-145/2022
Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2022 года
Решение
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 03 февраля 2022 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
с участием старшего помощника военного прокурора Оленегорского гарнизона военной прокуратуры Северного флота Мартынова К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Оленегорского гарнизона военной прокуратуры Северного флота в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой,
заинтересованное лицо - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
установил:
Военный прокурор Оленегорского гарнизона (далее – военный прокурор) обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещённой. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенного мониторинга сети «Интернет» выявлена веб-страница, которая представляет собой лот интернет-магазина по продаже ордена СССР «орден Дружбы народов» с его изображением и ценой. Данная информация размещена в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>. Доступ на сайт свободный, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать и (или) распространить содержащуюся на ней информацию может любой пользователь сети «Интернет». Незаконное приобретение или сбыт, подделка, незаконное ношение государственных наград РСФСР, СССР, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство влекут административную и уголовную ответственность. На момент подачи административного искового заявления указанный интернет-ресурс в Единый реестр запрещённой информации не внесён, что подтверждается копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора. Сведения о владельце сайта отсутствуют. Прокурор просит признать указанную информацию запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд признаёт иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьёй 39 Кодекса административного судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено статьёй 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
По правилам части 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании части 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, в результате мониторинга военной прокуратурой Оленегорского гарнизона сети «Интернет» выявлен интернет ресурс - сайт по адресу: <данные изъяты>/, который представляет собой лот интернет-магазина по продаже ордена СССР «орден Дружбы народов», соответствующего Указу Президиума Верховного Совета СССР от 17.12.1972.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03 июля 1979 года № 360-Х утверждено Общее положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР (далее - Общее положение).
Статьей 14 Общего положения Учреждены ордена СССР для награждения за революционные, трудовые заслуги, заслуги в защите социалистического Отечества, развитии дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира и иные заслуги перед Советским государством и обществом, в том числе орден Дружбы народов.
Отображение электронного текста страницы доступно для использования, копирования, хранения и передачи по линиям связи информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Вход на страницу свободный, информация на страницах доступна для пользователей ресурса без регистрации, ознакомиться с содержанием сообщений группы может любой Интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
На момент проверки данный указатель страниц сайтов, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждаются докладными записками помощника военного прокурора Оленегорского гарнизона, скриншотами с интернет-страницы сайта.
Указом Президента РФ от 07.09.1990 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации (далее по тексту - Положение).
В пункте 12 Положения установлено, что незаконное приобретение или сбыт, подделка, незаконное ношение государственных наград Российской Федерации, государственных наград СССР и документов к ним, учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (статья 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыта (статья 327 Уголовного кодекса российской Федерации) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Частью 1 статьи 17.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами.
Таким образом, государственные награды не подлежат свободному отчуждению и не могут быть оценены в денежном выражении, поскольку иное искажало бы их истинную ценность, вело бы к умалению чести и достоинства удостоенных наград лиц.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации побуждают неопределённый круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность, способствует совершению правонарушений и преступлений. Вводит в заблуждение относительно возможности и допустимости приобретения орденов СССР.
Согласно пункт 5 Правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются в том числе решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ решение суда о признании информации, распространение которой распространение которой в Российской Федерации запрещено, влечёт возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов сайтов, содержащих запрещённую для распространения на территории Российской Федерации информацию, в Реестр.
С учётом изложенного, административное исковое заявление военного прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещённую на интернет-сайте по сетевому адресу: <данные изъяты>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области для включения в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Кузьмич