Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1077/2024 (2а-5964/2023;) ~ М-5469/2023 от 14.12.2023

Дело №2а-1077/2024 (2а-5964/2023)

УИД: 42RS0009-01-2021-006802-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.

при секретаре Пановой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

11 января 2024 года

административное дело по административному исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по ... Бровкиной А.В., Главному межрегиональному управлению ФССП России о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

ОСФР по ... обратилось в Центральный районный суд г. Кемерово с исковыми требованиями к судебному приставу-исполнителю СОСП по Кемеровской ... Бровкиной А.В., ГМУ ФССП России о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Требования мотивирует тем, что согласно общедоступным сведениям с официального сайта Главного управления Федеральной службы судебных приставов по ... в отношении ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по ... Бровкиной А.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора ### от **.**.****.

Основное исполнительное производство возбуждено на основании электронного исполнительного документа ### от **.**.**** выданного Центральным районным судом ... ... в соответствии с решением суда от **.**.**** о возложении обязанности на ОСФР по ... включить ЛИЦО_3 в страховой стаж для установления страховой пенсии по старости на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от **.**.**** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в колхозе **.**.**** на территории ...; обязать ОСФР по ... назначить ЛИЦО_3 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с **.**.****.

Решение Центрального районного суда от **.**.**** вступило в силу с даты апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от **.**.**** оставившим решение суда первой инстанции в силе.

Дата возврата дела в нижестоящий суд **.**.****.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (статья 210 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации).

По сложившейся практике исполнения решения суда по спорам о праве на пенсию, суд в установленный срок направляет в адрес ОСФР по ... или вручает в руки его уполномоченному представителю вступивший в силу судебный акт. ОСФР по ... в установленные законом сроки исполняет решение суда.

По причинам независящим от ОСФР по ... вступившие в силу судебные акты от Центрального районного суда ... не поступили. По заявлениям с требованием о выдачи судебных актов, вступившие в законную силу решения суда были выданы судом представителю ОСФР по .... Решение суда и апелляционное определение получены представителем ответчика в Центральном районном суде ... **.**.****.

Решением ОСФР по ... от **.**.**** решение Центрального районного суда исполнено - периоды включены в стаж, назначена пенсия с **.**.****.

При вынесении постановления о взыскании с ОСФР по ... исполнительского сбора, судебный пристав - исполнитель не учел особенности законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях в части сроков назначения пенсий, также обстоятельства, исключающие несвоевременное исполнение решения суда и его последствия - взыскание исполнительского сбора.

Постановление о взыскании исполнительского сбора ### от **.**.**** нарушает права и законные интересы административного истца.

ОСФР по ... не имело возможности своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением вследствие не получения обжалуемого постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора ### от **.**.****.

ОСФР по ... просит суд восстановить срок обжалования постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора ### от **.**.****; признать незаконными действия административного ответчика и отменить постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора ### от **.**.****.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель СОСП по ... Бровкина А.В., ГМУ ФССП России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив представленные письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

В ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 112 вышеуказанного Федерального закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что **.**.**** судебным приставом-исполнителем СОСП по ... на основании исполнительного документа ### от **.**.****, выданного Центральным районным судом ..., было возбуждено исполнительное производство ###-ИП о возложении обязанности на ОСФР по ... включить ЛИЦО_3 в страховой стаж для установления страховой пенсии по старости на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от **.**.**** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в колхозе «**.**.****» на территории ...; обязать ОСФР по ... назначить ЛИЦО_3 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с **.**.****.

Во исполнение ч.17 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копии постановления о возбуждении направлены сторонам исполнительного производства почтовой корреспонденцией, по средствам ЕПГУ.

**.**.**** постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником по средствам ЕПГУ, о чем имеется соответствующая отметка о прочтении (л.д. 25).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона №229-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч.3 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Поскольку требования исполнительного документа не были исполнены должником в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем СОСП по ... **.**.**** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Копия указанного постановления была направлена должнику **.**.**** и получена ими **.**.****, что подтверждается сведениями ЕПГУ.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя от **.**.**** о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству вынесено на основании требований закона.

Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, которыми в силу п.1 ст.36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производств» по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Частью 6 статьи 112 Закона Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений п.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

Для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Кроме того, судебным приставом-исполнителем направлено требование в адрес должника о предоставлении в 10-дневный срок со дня поступления настоящего требования объяснения по поводу исполнения/неисполнения решения суда, а также оригиналов документов (их заверенные копии), подтверждающие исполнение решения суда с указанием даты исполнения

В отдел судебных приставов от должника поступил ответ на требование от **.**.**** о том, что решение Центрального районного суда ... по ... от **.**.**** по делу ### исполнено, что подтверждается решением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от **.**.**** (л.д. 35).

**.**.**** судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства ### п.1 ч. 1. ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.

Изучив письменные материалы дела, представленные доказательства, суд полагает оспариваемое постановление о взыскании исполнительного сбора является законным и обоснованным, учитывая, что должником ОСФР по ... требования исполнительного документа ### от **.**.**** в установленный судебным приставом – исполнителем пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, исполнены не были, однако полагает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска применительно к требованиям законодательства об исполнительном производстве, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований, при этом суд исходит из того, что оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора необоснованными не имеется, однако учитывая, что ОСФР по ... были предприняты меры для исполнения судебного акта, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от уплаты исполнительского сбора, установленного на основании постановления от **.**.**** о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства ###.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по ... Бровкиной А.В., Главному межрегиональному управлению ФССП России о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, - удовлетворить частично.

Освободить Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от **.**.**** в рамках исполнительного производства ###.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

В мотивированной форме решение суда изготовлено 15.01.2024 г.

Судья Лебедева Е.А.

Подлинный документ подшит в деле №2а-1077/2024(2а-5964/2023) Центрального районного суда г.Кемерово.


2а-1077/2024 (2а-5964/2023;) ~ М-5469/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кемеровской области-Кузбассу
Ответчики
ГМУ ФССП России
СОСП по Кемеровской области-Кузбассу
СПИ МОСП по ОВИП ГУФССП Риссии по КО Бровкина Ангелина Владимировна
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Лебедева Елена Альбертовна
Дело на сайте суда
centralniy--kmr.sudrf.ru
14.12.2023Регистрация административного искового заявления
14.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2023Подготовка дела (собеседование)
27.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Дело оформлено
08.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее