Дело № 2а-788/2024
55RS0003-01-2023-007740-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Ленинского районного суда города Омска Холявкина Я.А. (644121 г. Омск, ул. Труда, д. 29А, кабинет 301, телефон: 41-15-90, факс: 41-22-30, сайт: lenincourt.oms.sudrf.ru, email: lenincourt.oms@sudrf.ru), рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 14 марта 2024 года административное дело № 2а-788/2024 по административному исковому заявлению департамента образования Администрации г.Омска к судебному приставу-исполнителю специализированного отдела судебных приставов по Омской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Тюменцевой Ольге Николаевне, врио начальника специализированного отдела судебных приставов по Омской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Поповой Анне Петровне, специализированному отделу судебных приставов по Омской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России, Главному межрегиональному (специализированному) управлению ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования Администрации г. Омска обратился в суд с требованиями об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование требований указано, что в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного 10.03.2022 в отношении департамента образования Администрации г.Омска вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Указано, что департамент является органом местного самоуправления и несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений, в том числе и БДОУ г. Омска «Детский сад № 66», как учредитель. Положениями Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципального учреждения не допускается. Согласно ст. 44 Устава г. Омска рассмотрение проекта бюджета г. Омска, утверждение бюджета г. Омска и внесение в него изменений осуществляется Омским городским Советом в соответствии с действующим законодательством. Средства бюджета г. Омска направляются на исполнение расходных обязательств муниципального образования г. Омска. Поскольку для исполнения решения суда необходимо соблюдение установленного законом порядка выделения денежных средств из бюджета на эти цели, выполнение ряда других мероприятий, то департамент образования не имел возможности исполнить вышеназванное решение суда в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда. Решение Октябрьского районного суда г. Омска по делу № 2-966/2020 невозможно было исполнить в срок для добровольного исполнения в связи с отсутствием денежных средств в соответствующем бюджете г. Омска. В настоящее время решение суда частично исполнено.
На основании изложенного просит суд освободить департамент образования Администрации г.Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судом по общим правилам административного судопроизводства с особенностями, установленными главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным (п. 1); ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела (п. 2); указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей (п. 3); в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Определением Ленинского районного суда г. Омска от 28 февраля 2024 года суд перешел к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, возражения стороны административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Так ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заочным решением Октябрьского районного суда г. Омска от 13.08.2020 по делу № 2-966/2020 на ДОУ г. Омска «Детский сад № 66 комбинированного вида» возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до 10.04.2021, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии дошкольной организации требованиям санитарных правил и нормативов; групповые площадки групп «Веснянка», «Колокольчик», «Сказка», «Ладушки», «Улыбка», «Светлячок», «Теремок» оборудовать теневыми навесами; Групповые площадки групп «Сказка», «Ладушки», «Улыбка», «Теремок» - игровым оборудованием; общую физкультурную площадку оборудовать игровым и физкультурным оборудованием; в раздевальной группы «Теремок» создать условия для сушки верхней одежды и обуви детей; провести ремонт и отделку стен, потолков, пола в туалетных (кроме групп Ладушки, Светлячок, Домовята, «Сказка» - пол в туалетной), буфетных групп детского сада (за исключением группы «Колобок») отделочными материалами; заменить старый, изношенный линолеум на полу в помещениях групп (Домовята, Ладушки, спальне группы Колобок), коридорах, музыкальном зале, подсобных помещениях; групповые 8 дошкольных (для детей от 3 до 7 лет) групп «Светлячок», «Колокольчик», «Солнышко», «Теремок», «Березка», «Улыбка», «Домовята», «Веснянка» обеспечить стандартной по размерам крышки столами по списочному количеству детей; в буфетных групп заменить старые с отбитой эмалью моечные ванны (за исключением групп Светлячок, Колобок, Веснянка, Теремок); в туалетных 6 дошкольных групп восстановить все проектные (по 4) умывальники для детей; во всех помещениях пищеблока провести текущий ремонт, обновить штукатурку, покраску, заменить старую, с дефектами облицовочную плитку на стенах, на полу; механическую приточную систему вентиляции на пищеблоке оборудовать калорифером для подогрева воздуха в холодный период года; в варочном зале пищеблока установить моечную ванну для вторичной обработки сырых овощей для салатов и фруктов; в складе для овощей в хозяйственной постройке восстановить централизованное отопление; на департамент образования Администрации города Омска возложена обязанность осуществить финансирование расходов для устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности БДОУ г. Омска «Детский сад № 66 комбинированного вида» в указанные сроки.
Решение вступило в законную силу 17.10.2020, выдан исполнительный лист серии ФС №.
10.03.2022 судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП ГУФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника департамента образования Администрации г.Омска, взыскатель – Управления Роспотребнадзора по Омской области. Постановление направлено должнику посредством ЕПГУ 10.03.2022, прочтено им 27.04.2022.
В п. 2 постановления установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услугу, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 ФЗ от 03.10.2007 «Об исполнительном производстве».
В п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства указано о предупреждении должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предложенный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП ГУФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. от 13.05.2022 с департамента образования Администрации г. Омска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., установлен новый срок для исполнения – до 25.07.2022. Постановление получено должником лично 27.05.2022 (штамп), ранее направлено ЕПГУ 13.05.2022, прочтено 14.06.2022
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 13.05.2022 в рамках настоящего спора не оспаривается.
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов, что отражено в ст. 65 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ст. 9 об Уставе города Омска к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относится составление и рассмотрение проекта бюджета города Омска, утверждение и исполнение бюджета города Омска, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Омска;
Экономическую основу местного самоуправления в городе Омске составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города Омска, а также имущественные права муниципального образования город Омск (ст. 41 Устава города Омска).
Рассмотрение проекта бюджета города Омска, утверждение бюджета города Омска и внесение в него изменений осуществляется Омским городским Советом в соответствии с действующим законодательством. Органы местного самоуправления города Омска имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Омска, в случае необходимости обеспечения деятельности и соблюдения предусмотренных федеральным законодательством, областным законодательством и муниципальными правовыми актами города Омска в сфере муниципальной службы прав и гарантий муниципальных служащих города Омска, осуществляющих исполнение указанных государственных полномочий. Составление проекта бюджета города Омска, исполнение бюджета города Омска осуществляется Администрацией города Омска в соответствии с действующим законодательством (ст. 44 Устава города Омска).
Постановлением Мэра города Омска от 30.06.2008 № 491 утвержден порядок составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период. Согласно данного положения департамент финансов Администрации города Омска организует составление и составляет проект бюджета, при участии департамента городской экономической политики Администрации города Омска, департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Согласно п. 10 Положения, проект бюджета составляется в три этапа. На первом этапе формируются реестр расходных обязательств города Омска, проект программы приватизации муниципального имущества города Омска на трехлетний плановый период, перечень муниципального имущества, которое в очередном финансовом году предоставляется в безвозмездное пользование, разрабатываются основные показатели социально-экономического развития города Омска (сценарные условия), осуществляется оценка потребности в оказании муниципальных услуг и выполнении работ, включенных в базовые и региональный перечни, составляются бюджетные заявки. На втором этапе разрабатывается проект основных направлений бюджетной и налоговой политики города Омска, формируются предложения по совершенствованию муниципальных правовых актов города Омска о местных налогах и основные характеристики проекта бюджета в целях определения общего объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на исполнение расходных обязательств города Омска в очередном финансовом году и в плановом периоде. На третьем этапе формируется проект бюджета.
Департамент финансов Администрации города Омска формирует проект Решения Омского городского Совета о бюджете, а также документы и материалы, представляемые в Омский городской Совет одновременно с проектом Решения Омского городского Совета о бюджете не позднее 15 октября.
Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413 утверждено положение «О департаменте образования Администрации города Омска». Согласно данного положения департамент имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс.
В сфере финансово-экономической деятельности департамент осуществляет экономический анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных учреждений; участвует в формировании бюджета города Омска по направлениям деятельности департамента на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных муниципальных учреждений; формирует муниципальные задания в соответствии с действующим законодательством; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные действующим законодательством.
Планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований осуществляются главным распорядителем бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что департаментом образования Администрации г. Омска 25.07.2022 была направлена бюджетная заявка на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы на имя и.о. директора департамента финансов Администрации г. Омска.
БДОУ г. Омска «Детский сад № 66 комбинированного вида» заключил 11.10.2023 контракт № ПМВ.66 с ООО «Торговый дом Пищтех» на приобретение ванны моечной, 27.10.2023 заключен контракт № ПЛК66 с ИП К.Ю.А. на приобретение линолеума, 07.11.2023 заключен контракт № МАФ66 с ООО «Абион» на приобретение спортивного комплекса «Угловая шведская стенка» и бум-бревно, 07.11.2023 заключен контракт № СуШ66 с ООО МПО «Рубин» на приобретение сушильного шкафа, заключен договор с ООО «Валекс» на ремонт теневых навесов, заключен контракт № М66.23 с ИП М.П.И. на приобретение столов и стульев детских, заключен контракт № РМ66.23 с ООО «Торговый дом Пищтех» на приобретение ванн моечных, заключен контракт №ПЛ66.23 с ИП Ж.Т.С. на приобретение линолеума.
Таким образом, материалами дела установлено, что неисполнение департаментом образования Администрации г.Омска требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, даже с учетом предоставления нового срока исполнения, обусловлено особенностями финансирования, необходимостью соблюдения порядка формирования бюджета на плановые периоды, а не бездействием административного истца.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенных положений федерального законодательства, разъяснений Конституционного Суда РФ, особенностей формирования бюджетных обязательств, а также частичным исполнением решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и считает возможным освободить департамент образования Администрации г.Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП от 10.03.2022.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-294.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования департамента образования Администрации г. Омска об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить департамент образования Администрации г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа №, выданного Октябрьским районным судом города Омска по делу № 2-966/2020.
Разъяснить сторонам, участвующим в деле, что в соответствии со ст. 294.1 КАС РФ суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 настоящего Кодекса.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Ленинский районный суд г. Омска.
Судья Я.А. Холявкина
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2024 года.