Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-235/2023 ~ М-190/2023 от 20.06.2023

Дело № 2а-235/2023

УИД 44RS0019-01-2023-000261-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чухлома                                                                                                                       14 июля 2023 года

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Юхман Л.С.,

при секретаре Айрих Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления федеральной налоговой службы по Костромской области к Белову А.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

установил:

    Управление федеральной налоговой службы по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Белову А.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в сумме 6 141,78 руб.

Требования мотивированы тем, что на налоговом учёте в Управлении ФНС России по Костромской области состоит в качестве налогоплательщика Белов А.Н. ИНН: , проживающий по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п.1 ст.23 НК РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

По данным УГИБДД по Костромской области налогоплательщику принадлежат(ли) транспортные средства.

В соответствии со ст.ст. 357 - 363 НК РФ (с изм. и доп.), ст.ст. 3, 4 ЗаконаКостромской области от 28.11.2002г. № 80-ЗКО "О транспортном налоге" (с изм. и доп.)Белов А.Н. признается налогоплательщиком, и обязан уплатить налог.

    Расчет транспортного налога производится по следующей формуле: Налоговая база*доля в праве*налоговая ставка (руб.)* количество месяцев пользования объектомсумма налоговых льгот = сумма налога.

Исходя из представленной формулы исчислен транспортный налог за 2015 год по налоговому уведомлению от 05.08.2016 в общей сумме5513,00 руб. Оплачено частично и составляет 4513,00 руб.

В связи с тем, что налог своевременно не уплачен, на сумму недоимки всоответствии с п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени1628,78 руб.

Всего к уплате по транспортному налогу 6141,78 руб.: налог - 4513,00 руб., пени- 1628, 78 руб.

Налоговым органом в отношении Белова А.Н. выставлены требования от 12.12.2016 , от 13.12.2016 , в которых сообщалось о наличии задолженности и о начисленной на сумму недоимки пени.

Указанные суммы истец просит взыскать с ответчика.

Одновременно с административным исковым заявлением в суд поступило ходатайство УФНС России по Костромской области в порядке ст.95 Кодекса административного судопроизводства РФст.95 Кодекса административного судопроизводства РФ о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления, предусмотренного п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, которое обосновано техническими причинами, вызванными сбоем компьютерной программы.

В судебное заседание представитель административного истца не явился. О месте и времени его проведения был извещен своевременно и надлежащим образом. В тексте административного искового заявления содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя УФНС России по Костромской области.

Административный ответчик Белов А.Н. в судебное заседание не явился. О месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом. В заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.

При данных обстоятельствах суд, на основании ч.2 ст. 289 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность каждого лица к уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ).

Согласно части 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 14 НК РФ транспортный налог является видом региональных налогов и сборов.

Таким образом, в силу прямого указания закона плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, зарегистрированы транспортные средства.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. (п. 4 ст. 69 НК РФ)

Согласно пункту 5 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются в отношении плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

В силу абз. 1 ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Костромской области от 28.11.2002 года -ЗКО «О транспортном налоге».

Судом установлено, что Белов А.Н. являлся плательщиком транспортного налога по трем объектам налогообложения: автомобиль ВАЗ 21063, государственный номер , автомобиль ГАЗ , государственный номер и автомобиль ГАЗ 33021, государственный номер .

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

05.08.2016 года в адрес Белова А.Н. направлялось налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2015 год (по сроку уплаты 01.12.2016 года).

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В связи с неуплатой в добровольном порядке установленных сумм налогов, налоговая инспекция направила Белову А.Н. требования об уплате налогов и других обязательных платежей 12.12.2016 года со сроком уплаты 14.03.2017 года и от 13.12.2016 года , со сроком уплаты до 15.03.2016 года.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 года № 374-ФЗ) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 года № 374-ФЗ) заявление о взыскании задолженности подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Ранее действующая редакция предусматривала иное пороговое значение – 3000 рублей

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Из материалов дела следует, что требование об уплате налога и пени подлежало исполнению до 14.03.2017 года.

Таким образом, налоговый орган должен был обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности до 14.09.2017 года.

Налоговый орган обращался за взысканием задолженности к мировому судье судебного участка Чухломского судебного района Костромской области. В принятии заявления о вынесении судебного приказа Управлению ФНС России по Костромской области определением от 31.03.2023 года отказано в связи с тем, что заявленные требования не носят бесспорного характера. Разъяснено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.

С административным исковым заявлением Управление ФНС России по Костромской области    обратилось в суд 20.06.2023 года.

Поскольку Управление ФНС России по Костромской области в установленный срок с заявлением (иском) в суд о взыскании задолженности по вышеуказанному требованию к Белову А.Н. не обратилось, в связи с чем суд приходит к выводу, что истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по транспортному налогу и пени.

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока, суд приходит к выводу, что технический сбой в работе компьютерной программы не может быть признан в качестве уважительной причины пропуска установленного    п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ срока для обращения в суд, в связи с чем не влечет его восстановление.

На наличие иных обстоятельств, объективно препятствовавших либо затруднявших подачу искового заявления в установленный законом срок, заявитель не ссылается.

Таким образом, суд считает, что по настоящему делу необходимо применить исковую давность, отказав административному истцу в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления и, соответственно, исковых требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в связи с пропуском срока исковой давности.

По смыслу положений статьи 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ образовавшаяся за Беловым А.Н. задолженность является безнадежной ко взысканию по причине пропуска истцом срока на обращение в суд.

С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска УФНС России по Костромской области к Белову А.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 95, 175-180, 286 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                                                        ░░░░░ ░.░.

2а-235/2023 ~ М-190/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФНС России по Костромской области
Ответчики
Белов Андрей Николаевич
Суд
Чухломский районный суд Костромской области
Судья
Юхман Лариса Сергеевна
Дело на сайте суда
chuhlomsky--kst.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация административного искового заявления
20.06.2023Передача материалов судье
20.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024Дело оформлено
29.03.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее