Дело № 2а-22/2024
УИД 70RS0017-01-2023-000404-34
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 15 января 2024 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Серазетдинова Д.Р.,
при секретаре Сергун Н.А.,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Петриковой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района Томской области о признании незаконным бездействия Администрации Иштанского сельского поселения <адрес>, выразившегося в непринятии мер по подготовке зданий котельных, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, к отопительному сезону 2023-2024 годов и возложении на административного ответчика обязанности в здании котельной, расположенной по адресу: <адрес> восстановить пространственное положения стены по осям 4/А-Б согласно проекту ППР; смонтировать систему молниезащиты дымовой трубы котельной, в здании котельной, расположенной по адресу: <адрес> смонтировать систему молниезащиты дымовой трубы котельной,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Иштанского сельского поселения Кривошеинского района, выразившегося в непринятии мер по подготовке зданий котельных, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, <адрес>, к отопительному сезону 2022-2023 годов и возложении на административного ответчика обязанности в здании котельной, расположенной по адресу: <адрес> восстановить пространственное положения стены по осям 4/А-Б согласно проекту ППР; смонтировать систему молниезащиты дымовой трубы котельной, в здании котельной, расположенной по адресу: <адрес> смонтировать систему молниезащиты дымовой трубы котельной. Просит обязать административного ответчика исполнить указанную обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец, сославшись на положения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правила технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о теплоснабжении, в ходе которой установлено, что стены здания котельной, расположенной по адресу: <адрес>, имеют дефекты кирпичной кладки, а именно не восстановлено пространственное положение стены по осям 4/А-Б согласно проекту планово-предупредительного ремонта, что противоречит требованиям пункта 3.3.1 Правил. В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил в организации должна быть обеспечена молниезащита зданий и сооружений котельных. В котельных, расположенных по адресу: <адрес>, не смонтирована система молниезащиты дымовых труб. Трубопроводы жидкого и газообразного топлива должны быть заземлены. Поскольку администрация Иштанского сельского поселения является собственником вышеуказанных котельных, то все работы, связанные с устранением выявленных нарушений, являются обязанностью сельского поселения.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явилась, представила заявление о признании исковых требований и рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью первой статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В силу пункта 1 части 1 ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно пункту 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила), ответственность за выполнение данных Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.3.1 Правил установлено, что производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 7 названного Федерального закона № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с Уставом муниципального образования Иштанское сельское поселение Кривошеинского района, экономическую основу местного самоуправления в Иштанском сельском поселении составляют находящееся в собственности Иштанского сельского поселения имущество, средства бюджета Иштанского сельского поселения, а также имущественные права Иштанского поселения.
На основании Устава органы местного самоуправления Иштанского сельского поселения от имени Иштанского сельского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о теплоснабжении.
В ходе проведения проверки установлено, что стены здания котельной, расположенной по адресу: <адрес>, имеют дефекты кирпичной кладки, а именно не восстановлено пространственное положение стены по осям 4/А-Б согласно проекту планово-предупредительного ремонта, что противоречит требованиям пункта 3.3.1 Правил.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил в организации должна быть обеспечена молниезащита зданий и сооружений котельных.
Однако, в котельных, расположенных по адресу: <адрес>, не смонтирована система молниезащиты дымовых труб.
Право собственности муниципального образования Иштанское сельское поселение на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №.
Право собственности муниципального образования Иштанское сельское поселение на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №
Из акта Сибирского управления Ростехнадзора по проверке готовности к отопительному периоду 2023/2024 от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ/ОЗП-108 следует, что не выполнены указанные в заключении от ДД.ММ.ГГГГ №ЗС 9/2021-12 ООО «Инженерный центр» Теплоуниверсал» по результатам обследования строительных конструкций здания котельной, расположенной по адресу: <адрес> мероприятия: не восстановлено пространственное положение стены по осям 4/А-Б согласно проекту ППР; не смонтирована система мониезащиты дымовых труб котельной. В здании котельной по <адрес>, также не смонтирована система мониезащиты дымовых труб котельной.
Поскольку Администрация Иштанского сельского поселения является органом местного самоуправления, осуществляющим правомочия собственника котельных, расположенных по вышеуказанным адресам, то все работы, связанные с устранением нарушений, выявленных при проведении проверки Ростехнадзором, являются обязанностью Администрации Иштанского сельского поселения.
17.11.2023 прокурором района с целью устранения выявленных нарушений главе Иштанского сельского поселения вносилось представление, однако по результатам его рассмотрения органом местного самоуправления к настоящему времени мер по устранению допущенных нарушений законодательства не принято.
Согласно техническому отчету ООО «Инженерный центр» Теплоуниверсал» №ЗС 9/2021-12 от 25.10.2021 специализированной экспертной организацией были выявлены множественные вышеназванные дефекты и повреждения строительных конструкций зданий и дымовой трубы, влияющие на безопасность эксплуатации котельных, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно ответу Администрации Иштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора, администрацией поселения ведется работа по устранению нарушений законодательства об организации теплоснабжения. В настоящее время в отношении здания котельной, расположенной по адресу: <адрес>
- изготовлен локально - сметный расчет на выполнение данных работ на сумму 4415,58 тыс.руб.;
- подготовлен Проект на капитальный ремонт котельной <адрес> и подана заявка на получение средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований <адрес> на проведение капитальных ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры в целях подготовки хозяйственного комплекса <адрес> к безаварийному прохождению решительного сезона;
- в отношении дымовой трубы котельной, расположенной по адресу <адрес>
- изготовлен локально- сметный расчет на замену дымовой трубы в котельной <адрес> на сумму 1355,55 тыс. руб.;
- готовится заявка на получение средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований <адрес> на проведение капитальных ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры в целях подготовки хозяйственного комплекса <адрес> к безаварийному прохождению отопительного сезона;
В отношении здания котельной, расположенной по адресу: <адрес>
- изготовлен локально - сметный расчет на выполнение данных работ на сумму 5602,20 тыс.руб.;
- подготовлен проект на капитальный ремонт котельной <адрес>, подана заявка на получение средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований <адрес> на проведение капитальных ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры в целях подготовки хозяйственного комплекса <адрес> к безаварийному прохождению отопительного сезона;
- в отношении дымовой трубы котельной, расположенной по адресу <адрес>,
<адрес>
- изготовлен локально- сметный расчет на замену дымовой трубы в котельной <адрес>, 6а на сумму 1233,14 тыс. руб.;
- готовится Заявка на получение средств из областного бюджета бюджетам муниципальных образований <адрес> на проведение капитальных ремонтов объектов коммунальной инфраструктуры в целях подготовки хозяйственного комплекса <адрес> к безаварийному прохождению отопительного сезона.
Также в 2023 году Администрацией Иштанского сельского поселения с Администрацией <адрес> заключено соглашение о предоставлении бюджету муниципального образования Иштанское сельское поселение <адрес> иного межбюджетного трансферта из бюджета муниципального образования <адрес> на подготовку объектов коммунального комплекса кт отопительному сезону.
В соответствии с указанным соглашением Администрация <адрес> предоставляет межбюджетный трансферт Администрации Иштанского сельского поселения в размере 382 500 рублей. Размер софинасирования из бюджета Муниципального образование Иштанское сельское поселение <адрес> составляет 42 500 рублей. По настоящему соглашению планируется реализации следующих мероприятий по подготовке объектов коммунального комплекса Иштанского сельского поселения к отопительном сезону:
-замена котла (КВР-0,Зк) угольной котельной, крыльчатки дымососа в <адрес> на сумму 370 000 рублей;
-установка расширительного бака в котельной <адрес> на сумму 55 000 рублей.
Вместе с тем, суд считает, что принятых административным ответчиком мер по приведению здания котельных в безопасное состояние не достаточно для обеспечения безопасных условий их эксплуатации, у Администрации Иштанского сельского поселения имелась реальная возможность устранить указанные нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников котельной, а также энергетической безопасности потребителей тепловой энергии, обслуживаемых данными котельными.
Таким образом, судом установлен факт нарушения Администрацией Иштанского сельского поселения требований законодательства о теплоснабжении.
Отсутствие денежных средств на ремонт котельных, основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, не является.
Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований по административному иску в полном объеме.
Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ суд устанавливает срок для устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц, учитывая требования разумности.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Суд находит указанный административным истцом срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ – разумным и достаточным, с учетом характера и объема требуемых работ по устранению выявленных нарушений, их степени опасности, а также предусмотренных законодательством процедур.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Кривошеинского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Иштанского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по подготовке зданий котельных, расположенных по адресам: <адрес> и пер. <адрес>, к отопительному сезону 2023-2024 годов.
Обязать Администрацию Иштанского сельского поселения обеспечить в здании котельной, расположенной по адресу: <адрес> восстановить пространственное положения стены по осям 4/А-Б согласно проекту ППР; смонтировать систему молниезащиты дымовой трубы котельной, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию Иштанского сельского поселения обеспечить в здании котельной, расположенной по адресу: <адрес> смонтировать систему молниезащиты дымовой трубы котельной, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья: Д.Р. Серазетдинов
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Д.Р. Серазетдинов